Круглый стол ОПРФ «Что такое хорошая школа?» 3. Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Создатели.

Продолжение, начало [1],[2]

Место действия то же: Общественная палата РФ.

Перед началом заседания, помимо бутербродов и чая, всем присутствующим вежливо и почти ненавязчиво раздали некую информацию:  распечатки статей с сайта «Новой газеты» от 11.10.2015 18:16 «Время сотрудничества», автор А. Адамский, http://www.novayagazeta.ru/society/70300.html  и 11.10.2015 19:21 «Гуманистическая педагогика: XXI век» – это известный уже манифест «Гуманистическая педагогика» http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html .

 

Так вот, я начну «с конца», а именно с авторов  этого манифеста. Ведь сам по себе этот «Манифест» – лишь очередной тактический ход, способ привлечь внимание, продвинуть свое изложение действительности, очередной шажок к достижению указанной в [2]  цели.

 

Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр АСМОЛОВ, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО).

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ.

Владимир СОБКИН, академик РАО, директор Института социологии образования РАО.

Исак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ.

Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.

Елена ХИЛТУНЕН, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.

Сергей ВОЛКОВ, учитель литературы 57‑й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки.

Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ.

Дима ЗИЦЕР, директор Института Неформального образования (INO).

Михаил ЭПШТЕЙН, гендиректор «Школьной лиги».

Анатолий ШПЕРХ, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги».

Елена УШАКОВА, учитель Школы диалога культур.

 

Куратор проекта — Людмила РЫБИНА, обозреватель «Новой газеты».

 

Итак, Александр Адамский.

 

Был на заседании. Недолго, т. к. «есть и поважнее дела». Вальяжен, показательно благодушен и слегка развязан. Утянут в «брючки с проблеском» и «креативноцветную» бабочку. Разваливающийся на стуле, лоснящийся, неофициальный и молодящийся, слегка эпатирующий, слегка кокетливый. Свой в доску небожитель, спустившейся к этому странному сборищу. Но, положение обязывает, здесь есть и свои люди, если «по-компанейски» общаться только с ними, может и не придется доставать надушенный элитным парфюмом платок и забивать «запах нищеты».  Вот такой образ был явлен общественной палате.

 

А глаза злые, и нервишки пошаливают. Хочется показать себя всемогущим, но уж больно раздражают всякие «жители России». Воспитания они хотят, видите ли, фундаментальных знаний, нормативов.

 

Биография с сайта ОПРФ.

 

Родился 28 ноября 1955 г. в с. Вольные Хутора Верхнеднепровского района Днепропетровской области (Украина). В 1982 г. окончил физический факультет дневного отделения Московского ордена Ленина и ордена Красного Знамени Государственного педагогического института им. В.И. Ленина, учитель физики и астрономии, звание учителя средней школы.

Доктор философии образования, кандидат педагогических наук.

С 1999 г. – ректор Автономной некоммерческой образовательной организации института образовательной политики «Эврика».

С 1999 г. – председатель Совета сети федеральный экспериментальных площадок Минобразования России. Председатель Совета сети инновационных образовательных учреждений, член Российского совета развития образования (РОСРО), президиума экспертного совета по учебникам Минобрнауки России, Экономического совета Рособразования, правления Международной ассоциации развивающего образования». http://www.oprf.ru/chambermembers/members/user/86. Состав 2006 года.

 

А вот «самопрезентация» А. Адамского.

 

Родился 28 ноября 1955 года.

В 1972 году закончил среднюю школу в селе Прядивка, на Украине. Папа был ее директором, мама – моим классным руководителем. Филфак или физфак университета были закрыты для еврейского абитуриента, родители решили, что самый лучший вариант – сельскохозяйственный институт («работа на воздухе и с людьми»). Но через два года терпение лопнуло и я променял инженерную карьеру на педагогическую.

1974 год – учитель физики, классный руководитель 9 класса Бузовской средней школы, Магдалиновского района, Днепропетровской области. Встреча с Леонидом Владимировичем Занковым.

1977 - 1982 – учеба в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина на физическом факультете, никаких ярких педагогических воспоминаний.

1985 год – создание дидактического театра в 31 московской школе. Встреча с Людмилой Ивановной Новиковой.

1986 год – сотрудник «Учительской газеты». Встреча с Симоном Львовичем Соловейчиком и Владимиром Федоровичем Матвеевым.

1988 год – фестиваль-конкурс «Авторская школа» и движение клубов «Эврика». Встреча с Василием Васильевичем Давыдовым.

1989 год – начало деятельности образовательного центра «Эврика» и программы «Свободный университет "Эврика»».

Партнеры: Б. Эльконин, П. Щедровицкий, Т. Ковалева, И. Фрумин, С. Курганов, Э. Шепель, В. Левин, А. Аронов, В. Редюхин.

Участие в разработке и реализации программ развития образования в регионах России и за рубежом.

1995 год – Встреча с Феликсом Трофимовичем Михайловым.

1996 год – разработка и реализация проекта «Образовательная политика» в газете «ПС» и «УШ». Встреча с Александром Моисеевичем Пятигорским.

1998 – создание Совета по управлению Федеральными экспериментальными площадками.

 

Приоритетом российского образования считает общественное, гражданское образование. Не только как выражение общественных интересов и потребностей, а прежде всего как становление особого общественного содержания образования. Это те отношения, в которых система образования находится с человеком, обществом и государством. Как она устроена, на каком языке разговаривает, как финансируется.

Не в смысле «сколько денег», а в смысле кто, за что, как платит. Кто и как управляет. Способы управления (школой, районом, всей системой) становятся содержанием образования.

Это и есть общественное содержание образования. Дети от этого приобретают гораздо больше, чем от уроков. http://tvoygolos.narod.ru/personalia/01-a/adamsky.htm


 

Цитатник А. Адамского.

 

2003 год.

«Что, на Ваш взгляд, сейчас происходит в российском образовании и каковы его перспективы?»

«Первое. Закончилось осевое время фундаментальных теоретических сдвигов.

 

Со смертью В.В. Давыдова закончилась эпоха гигантов-теоретиков в образовании. Теперь практикующие педагоги будут на основе громадного теоретического материала создавать прикладные модели новых технологий. Потому я свою задачу вижу в максимальной поддержке практических культурно-образовательных инициатив. Одна из форм – Федеральные экспериментальные площадки. (выд. мной).

 

Второе. Началась реставрация консервативных ценностей в образовании. (выд. мной). Романтический настрой образовательных управленцев, связанный с инновационным движением, закончился и начался обратный процесс. Кто тут виноват и почему так случилось – отдельная тема. Но дело и в объективных вещах, маятник качается, а в последнее время просто стремительно. Да и то сказать, целых десять лет можно было безнаказанно заниматься новациями, экспериментами. Да и само инновационное движение, то есть движение учителей и директоров, в тяжелом кризисе. Советские методы соорганизации не работают, а перейти к более современным – не удается.

Здесь есть и моя вина, но уж очень мне не хотелось заниматься организацией форм инновационного движения…»

 

Эта цитата посвящена первому десятилетию после перестройки. Как любовно назвал А. Адамский ее в 2015 году на круглом столе в ОП РФ, «бархатной революции». Уж вроде бы полная анархия, вроде дали крушить и неистово стирать все нормы и правила, 10 лет шабаша в образовании. Что же надо еще? Нет, опять эти людишки начинают «реставрацию консервативных ценностей». Беда-беда, придется все-таки делать все самому…

 

«ОБ ЭВРИКЕ»  (А. Адамский – ректор).

 

АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» – автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования – создана 7 июня 2004 года в целях предоставления услуг в области образования, науки (других услуг, связанных со сферой образования).

 

Основные направления деятельности:

• оказание содействия  педагогическим и руководящим работникам всех типов и видов образовательных учреждений по реализации новых методов и технологий в образовании Российской Федерации;

• содействие органам государственной власти, местного самоуправления  в формировании и реализации образовательной политики, осуществлении модернизации    образовательных учреждений;

далее по ссылке, еще много интересных пунктов http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13172.html


 

2006 год.

 

«Комплексная модернизация региональных систем образования подразумевает пять  ключевых направлений. Самое главное из них — новая система оплаты труда учителей, ориентированная на результативность их деятельности. Второе — нормативно-подушевое финансирование городских школ.

 

– Это совсем не простой вопрос, — подчеркнул Александр Адамский. — Потому что в стране сложилась система расходования средств, разрушать ее очень болезненно. И очень важно понимать, насколько можно сочетать  финансирование тех условий, в которых находятся разные школы, и стимулировать качество обучения через увеличение числа их учеников».

 

– Чего греха таить: мы так притерпелись к недостатку всего и вся, что учительское сообщество лучше вытерпит равенство в бедности, чем  неравенство в достатке. А ведь появились деньги для того, чтобы осуществить изменения. К сожалению, искусство тратить деньги, когда они есть, оказалось сложнее, чем латать дыры, когда денег нет.

 

– В основе системы оценки качества, — предлагает Александр Адамский, — могут лежать навыки и способности, которые позволяют человеку максимально самореализоваться и достичь успеха как в личной жизни, так и в профессиональной». http://www.yasni.info/ext.php?url=http%3A%2F%2Fwww.nprus.ru%2Feducation%2F500.html&name=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&showads=1&lc=ru-ru&lg=ru&rg=ru&rip=ru.

 

2015 год.

 

«Первая тенденция, которая складывается в мире, в образовании, — это персонализация образования. В этом смысле вектор развивающего образования — направление, где ребенок себя максимально реализует, выстраивает персональные образовательные траектории».

 

 

«Какое качество у него будет главнее? Качество владения технологией или умение быстро перестроиться, быстро изменить свою позицию? Конечно, способность быстро перестраиваться становится ключевой…» http://direktor.ru/interview.htm?id=39

 

Экономические сложности России кроются в проблемах с образованием. Об этом заявил глава Сбербанка Герман Греф на Гайдаровском форуме. По его мнению, необходимо провести радикальные реформы в детских садах, в школах и в университетах. Греф отметил, что в России до сих пор воспроизводится старая советская «абсолютно негодная» система образования. Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский побеседовал с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.

 

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2894428

 

«…за последние 15 лет Россия очень сильно продвинулась в институциональном плане в сфере образования: закон об образовании, стандарты образовательные, инновационные сети созданы, сеть федеральных инновационных площадок, которые поддерживает министерство. То есть созданы такие условия, и есть очаги современного прорывного образования.

 

Другое дело, что практика и политическое, и другое давление на школу таково, что это тянет школу назад. Сама по себе образовательная ситуация стремится развиваться, но то, что вокруг образования творится, я приведу несколько примеров. Инициатива депутата Яровой про единые учебники породила целую армию кликуш, которые поднялись за то, чтобы российская школа стала советской обратно, то есть она была самой замечательной, и никакого отпора этим инициативам нет.

 

На последнем госсовете мы слышали призывы к тому, чтобы брать пример в образовании с Ленина и Сталина, мы слышим о том, что вариативность — это чуть ли не преступление, мы слышим о том, что индивидуализм — это чуждое нам явление и так далее, и так далее. Огромное количество околообразовательных импульсов, факторов, которые тянут школу назад».

 

— Греф заявил, что мы напихиваем в детей огромное количество ненужных знаний, и это и есть советский подход. В американских школах, насколько я знаю, в средних классах даже нет ни физики, ни химии, там есть предмет «Наука», и детей просто обучают жить в обществе, дают какие-то основные знания, предполагая, что логарифмы, сложные формулы им не понадобятся в жизни. А если они захотят этим заниматься, то они потом займутся в высших образовательных учреждениях. Ваша точка зрения на этот счет?

 

«Современные инновационные российские школы, лучшие школы, ушли далеко вперед, и уже никакого следа от этой конструкции — запихивать в ребенка как можно больше знаний. Есть закон, есть стандарты, которые ориентируют школы на совершенно другие результаты — на развитие инициативы, ответственности, на ориентацию в информационном пространстве и так далее, и так далее.

 

… я бы рекомендовал и Грефу, и уважаемому мной Кудрину, и другим единомышленникам в этом плане бороться не за новые реформы и за новые декларации, а за то, чтобы работали те институты в образовательной политике, которые приняты на государственном уровне, которые есть, но которые в практическом применении, в практической реализации не работают из-за сильного околообразовательного давления — фискального, политического отчасти и так далее. Причем это не на уровне государственной политики, а на уровне каких-то частных политических инициатив».

http://www.kommersant.ru/doc/2894428

 

«Но все-таки то, что на заседании Госсовета по образованию звучат призывы брать пример с Ленина-Сталина, звучит даже более зловеще, чем если бы там выступила уже подзабытая Ирина Яровая с призывом отказаться от изучения иностранных языков.

 

Так что, по-моему, итоги года в дискуссии по содержанию образования выглядят неопределенно. Наиболее радикальные предложения по унификации и сворачиванию вариативности поддержки явно не получили. Но общая тенденция «брать пример с Ленина-Сталина» может дать еще более радикальные эффекты, чем унификация учебников». http://vogazeta.ru/ivo/info/14754.html

 

Можно много еще цитат, статей, реплик найти в интернете. Но мы и так посвятили много времени всего лишь одному создателю «Манифеста гуманистической педагогики». Но «произведение» воспринимается и понимается целиком только в компании с автором. А их у нас много, в следующей заметке продолжим знакомство...


Кульчицкая Анна, РВС.