Кто Вы, лучший учитель России?

В этом году лучшим учителем России стал 25-летний преподаватель истории и обществознания из Самарской области Сергей Кочережко. Моя деятельность не связана с педагогикой, но вопросы образования всегда меня волновали, хотя бы как родителя. Поэтому было очень интересно ознакомиться с материалами конкурса "Лучший учитель России", конечно, насколько это возможно с помощью интернета. В результате на вопрос, хотелось ли бы мне, чтобы мой ребенок учился у Сергея Сергеевича Кочережко, однозначно ответить я для себя не смог.
Как известно, основной вопрос дидактики можно свести к двум вопросам: «чему учить?» и «как учить?» Чему же и как учит Сергей Сергеевич Кочережко? 

1.Начну с вопроса «как учить».

Прочитав информацию о достижениях педагога на официальном сайте конкурса, ознакомившись с некоторыми интервью, материалами конкурса (пояснительная записка, презентация, эссе), можно однозначно сказать, что Сергей Кочережко достиг невероятных результатов. Всего лишь за 4 года в профессии он подготовил двух 100-балльников по обществознанию, его старшеклассники 6 раз становились призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву, 4 раза - призёрами заключительного этапа Межрегиональной олимпиады школьников НИУ ВШЭ «Высшая проба» по обществознанию, один из учеников в 2015 г. стал призёром заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. 

Видно, что Сергей Сергеевич - человек незаурядный, творчески подходит к педагогическому процессу, не считается с личным временем, очень тщательно готовится к урокам, обрабатывает громадное количество материала, старается находить что-то новое и интересное, постоянно учится, посещает уроки своих коллег. Главное для Кочережко – научить детей критически мыслить, ставить вопросы и находить на них ответ. Исходя из этого Сергей Сергеевич и определяет методы обучения. Он широко смотрит на педагогический процесс. 

«Ни в коем случае нельзя на уроке из этих технических средств делать цель. Очень часто можно увидеть такие инновационные уроки, в которых все занятие посвящено тому, что происходит на интерактивной доске. Все сидят за компьютерами, и никакого живого общения не происходит. Нельзя забывать, что IT — это всего лишь средство. Настоящее мастерство учителя — воспитать хорошего человека с мелом в руке и с одной доской на стене, а уж есть компьютер или нет — это другой вопрос», - считает учитель. 

Из общения со своими родственниками и знакомыми знаю, что сейчас действительно технические средства в обучении стали какой-то панацеей. Они производят определенный эффект на открытых уроках и многие проверяющие просто приходят в восторг, как-будто увидели новую необычную игрушку, забывая о том, что она всего лишь средство.

Очень популярны сегодня экзотические приемы обучения: «фишбоун», «синквейн», «толстые и тонкие вопросы», «кластер» и пр. Сергей Кочережко, также не гонится за их слепым использованием: «На деле сведение критического мышления к конкретной технологии приводит к тому, что использование экстравагантных техник сворачивания информации превращается в самоцель. В результате упускаются из виду важнейшие сущностные характеристики критического мышления (глубокий анализ информации, решение нетривиальных проблем, учёт контекста и т.д.).»

Сергей Сергеевич предпочитает классическую форму урока. Не любит групповую работу и работу в парах.

Мне весьма импонирует, что педагог увлекается творчеством Эриха Фромма, это чувствуется по тому, как Сергей Сергеевич ссылается на него.

Неудивительно, что в результате наблюдается положительная динамика количества обучающихся, овладевших компонентами критического мышления на высоком уровне, это было выявлено с помощью модифицированного теста Ю.Ф. Гущиной и И.И. Ильясовой.

2.Чему учить

Сергей Кочережко добивается потрясающих успехов в освоении детьми материала. А чему же именно он учит?

Как говорит сам учитель: «Стараюсь на занятиях отбирать интересный материал, который позволил бы посмотреть на предмет с необычной стороны. И уже на основании этого сделать необычные выводы, о которых, возможно, не всегда принято писать в учебниках.» 

Вот этот момент очень любопытен. Хотя есть такое мнение, что историю нужно преподавать как набор разных точек зрения, я не считаю, что от этого есть какая-то польза. Да и в жизни, сколько мне не приходилось встречать учителей и преподавателей общественных дисциплин, у каждого из них есть свои политические предпочтения, и в той или иной степени они выражаются при работе с детьми. Есть свои предпочтения, несомненно, и у Сергея Сергеевича. И они не могут никак не выражаться, тем более что победитель конкурса проводит на своих уроках «минутки новостей», которые, как он сам говорит, не только помогают детям найти обществоведческие понятия вокруг себя, но и формировать собственное мнение о происходящем «здесь и сейчас».

Чтобы узнать, каковы политические взгляды у Сергея Кочережко, я обратился к его личной страничке в «В Контакте». Наш герой не так часто оставляет там записи, но саму историю сообщений можно проследить, начиная аж с 2007 года, когда он учился еще в университете. Судя по истории записей в «В Контакте» за 8 лет взгляды Сергея Сергеевича кардинально не менялись. Некоторые ключевые записи, дающие некое представление о политических взглядах Сергея Кочережко я для себя разбил на несколько блоков.

1)Авторитетные средства массовой информации.







2)Отношение к РПЦ





3)Отношение к белоленточникам 

4)Отношение к традиционным ценностям и «Пуси райт»





А вот как остро Сергей Сергеевич реагирует на избрание Медведева президентом России в 2008 году. 

Это потом в 2011-м лидеры Болотной площади просили Медведева продлить свои полномочия еще на 2 года, а тогда он воспринимался исключительно как преемник Путина. На выборах 2008 года участвовало 4 кандидата: Медведев, Зюганов, Жириновский и Богданов. Вряд ли Сергей Кочережко голосовал за Зюганова или Жириновского…

Как видим, Сергей Кочережко придерживается либеральных взглядов, более того, симпатизирует скорее даже несистемной либеральной оппозиции. Что ж, имеет право. Но лично мне очень не хотелось бы, чтобы у моего ребенка история и обществознание были с таким либеральным окрасом. 

И ещё. Дело даже не в Сергее Кочережко. Несмотря на разность в политических взглядах, учителем я его считаю очень талантливым и получившим «Хрустального пеликана» вполне заслуженно. Дело в том курсе, которым идет наше образование. Как относятся к нему родители, показал всероссийский опрос, проводимый несколько месяцев назад общественной организацией «Родительское Всероссийское Сопротивление». И, по всей видимости, конкурс «Учитель года» вполне себе укладывается в рамки общего либерального курса нашего образования. За 24 года проведения конкурса Сергей Кочережко стал вторым учителем истории и обществознания, получившим звание лучшего. Первым в 2003 году был Игорь Карачевцев, тоже либеральных взглядов. 
В науке сейчас четко прослеживается тенденция, когда защитить диссертацию на какую-нибудь тему, противоречащую либеральным представлениям, практически невозможно. Посмотрите, например, какие диссертации написаны о коллективизации. Выходит, что ученый на другую точку зрения права не имеет? Поэтому я очень сомневаюсь, возможна ли победа педагога в конкурсе, если он, например, открытый урок посвятит пионерам-героям? А пока так как есть... Или я сгущаю краски?

Как говорит народная мудрость, первый раз - случайность, второй - совпадение, третий – закономерность. 

Подождем третьего?

 

Евгений Матюхин, РВС