Не успели мы порадоваться тому, что начиная с 1 сентября, то есть в новом учебном году, в средней школе будут наконец-то возвращены уроки труда, которые помогают правильным образом развивать интеллект и моторные навыки у школьников (как мальчиков, так и девочек), как поступила новая уточненная информация по поводу того, какими эти самые уроки профессионального воспитания будут.
И выяснилось, что на самом деле, в отличие от уроков в советской школе, в новых модных уроках труда, которые должны воспитать вместо человека-потребителя, видимо, человека-творца, не предусмотрены слесарные и столярные работы, а вместо этого, как правило, будут использоваться различные, ну, скажем так, категории занятий, которые либо вообще не имеют никакого отношения к работе с реальными предметами и материей, то есть это различная компьютерная графика, проектирование и так далее, то есть то, что на самом деле продолжает оставаться в виртуальном пространстве.
А если уж дело таки доходит до того, чтобы как-то менять реальность хотя бы в маленьком объеме - своими руками на уроке труда: не важно, что это будет, пластилин или какие-то другие вещи (оставим пластилин для детского сада), то выясняется, что школьникам предлагается максимум что-то сделать из фольги, поролона или, может быть, картона. Ну то есть фактически вернуться на уровень того же самого детского сада - в классическом советском образовании.
Вот я в свое время аппликацию делал только в детском саду, а когда пошел в школу, там уже были более серьезные вещи, начиная от конструкторов, обработки дерева, металла и так далее, вплоть до того, что можно было научиться делать очень интересные красивые вещи и дарить их своим мамам на день рождения или 8 марта: как правило, подугадывали именно к этому празднику.
Так вот, видимо, современная школа, система образования и просвещения боится, что школьники травмируются. Это, в принципе, справедливое опасение, потому что современные дети, к сожалению, не приучены к труду и, естественно, не приучены к работе со сложными станками, такими как токарный или фрезерный. Поэтому, действительно, существует повышенный риск того, что они что-нибудь туда сунут: то, что у них избыточно торчит, может быть, волосы длинные или еще что-то - то, что нам в свое время тоже предлагали привести себя в порядок и не рисковать, потому что есть техника безопасности.
Но, с другой стороны, если ребенка не учить и не объяснять, как правильно работать с тем или иным материалом или станком, то, естественно, он никогда не научится, и соответствующие изменения его сознания и структуры в мозге, которые при этом формируются, у него не сформируются или будут сформированы неправильно. Но мы можем сказать только одно, что если вы так боитесь за своих детей, что ограничиваете их от занятий спортом или уроков, полноценных уроков труда, такими как они задуманы советской педагогикой, то купите им поролоновые шахматы, пусть всесторонне и гармонично развиваются.