Лидерства так не достичь

В очередной раз в правительстве заявили, что цель стратегии образования — укрепить страну. Дмитрий Чернышенко заявил:

«Раскрытие потенциала молодёжи, реализация её возможностей и воспитание патриотов являются национальной целью, поставленной Президентом Владимиром Путиным. На пути к этой цели страна сталкивается с различными вызовами, такими как ценностные угрозы, демографические риски и технологические перемены. Система образования, по замыслу главы государства, должна быть опорой для того научно-технологического прорыва, который нужен нашей стране не только для сохранения суверенитета на всех уровнях, но и для достижения технологического лидерства».

Очередное успокоительное заявление, расходящееся с реальностью, но в правительстве, похоже, свято верят в то, что им удастся за счёт немногочисленных элитных учебных заведений выпускать достаточно хорошо образованных учеников для потребностей научного и инженерного корпусов страны.

Контуры новой образовательной системы уже видны отчетливо. Первый этап — это отбор наиболее одаренных школьников с помощь олимпиад. Когда Чернышенко говорит о раскрытии потенциала молодёжи нюанс в том, что это не про всю молодёжь, а только про избранных.

Отобранные школьники наряду с детьми богатых родителей концентрируются в немногочисленных элитных заведениях, где преподавание осуществляют также специально отобранные учителя. В остальных, рядовых, школах учителя будут постепенно замещаться видеоуроками и играми.

Вот только такая схема практически нежизнеспособна, потому что нет достаточных оснований предполагать, что в детях изначально «встроены» таланты, скажем, к математике или химии. Поэтому чем меньше будет база хорошо образованных в обычных школах ребят, тем хуже будет приток (по количеству и качеству) школьников в элитные заведения (не говоря уже о способности этих заведений выпускать поточным методом будущих ученых).

Аналогично, сокращение учителей в обычных школах и понижение их образовательного уровня (что тоже делается), будет подрывать базу для отбора педагогов в «передовые» школы.

Собственно, это уже было исторически доказано опытом СССР, обогнавшего США в космической и других гонках именно благодаря всеобщему качественному образованию. Это признавал, в частности, президент США Джон Кеннеди.

Но антисоветская идеологическая зашоренность наших чиновников не дает им возможности воспользоваться советским опытом даже в такой критический момент для страны. Поэтому на фоне заявлений о повышении качества образования делается ровно противоположное.