Путин снова проявил наивность в вопросах образования, удивившись большому числу победителей олимпиад в Москве и Московской области. Его оценка показывает, что руководитель государства совсем не понимает сути современного российского образования:
«Что же нам, всех школьников в Москву переводить?.. Надо повышать качество [образования] в регионах», - прокомментировал он лидерство Москвы и трех других регионов по числу победителей олимпиад.
Владимир Владимирович наивно полагает, что успехи школьников в олимпиадах определяются школами. На самом деле рядовые российские школы едва ли могут без активной помощи родителей вложить в учеников обычную школьную программу — главным образом, из-за перегруженности родителей.
А успехи в олимпиадах за редчайшим исключением определяются тем, сколько родители вкладывают в детей лично, а чаще — с помощью репетиторов. И поэтому ничего удивительного, что победителей олимпиад больше там, где больше богатых родителей!
Может показаться, что какой-то вклад в победы школьников вносят элитные школы. Например, в Подмосковье в олимпиадах часто побеждают учащиеся гимназии им. Примакова.
Однако в эту гимназию идет особый отбор, то есть в нее попадают либо победители олимпиад (причем со всей России), либо дети родителей, которые могут заплатить за обучение ребенка больше, чем требует большинство вузов. Как несложно догадаться, победители олимпиад нужны этой гимназии для создания имиджа суперуспешной школы, чтобы богатые родители охотнее несли в нее свои деньги, поэтому бесплатное обучение вундеркиндов — это просто вложения в саморекламу.
Иными словами, такие элитные школы для богатых — это точно не про повышение качества образования в масштабах страны, а какой вклад они вносят в повышение образовательного уровня своих воспитанников можно только гадать.
Поэтому наш совет президенту простой. Хотите успехов школьников из регионов в олимпиадах — поднимайте зарплаты в регионах, родители смогут больше вкладывать в репетиторов и в регионах будет расти число олимпиадников. Но это не про качество массового образования.
Что нужно сделать для повышения качества школьного образования, говорилось уже тысячу раз. Поднимите зарплаты учителям, чтобы они могли хотя бы нормально существовать на одну ставку, а не на полторы-две, снимите с них лишние нагрузки и дайте им учить детей! Это быстро позволит повысить качество образования.
Но у тех, кто продвигает разрушительные реформы в образовании, задачи повышения уровня образования не стоит. Вот они и вешают руководителю страны лапшу на уши, выдавая численность олимпиадников за показатель качества образования в регионе.