«Экзамен в сельской школе», И.Е. Репин. 1877
Система образования РФ создана с целью подготовки школьников к сдаче ЕГЭ, не иначе. Если конечной целью обучения в школе является успешная сдача этого экзамена, то весь учебный процесс и критерии оценки результатов, достигнутых учебными заведениями, должны выстраиваться именно под данную задачу. В этом случае вполне логично, что руководство школ, стремясь улучшить показатели работы подведомственных учреждений, всеми правдами и неправдами формирует выпускные классы из учеников, мотивированных на высокие баллы ЕГЭ.
Такая система отбора фактически узаконена свыше, поэтому обращения в прокуратуру граждан, недовольных сложившейся системой отбора учеников в 10-ые классы, не принесут результатов. Ведь всё происходит по закону: у будущего десятиклассника всегда есть возможность поступить в другую школу, где есть недобор. Остаются лишь вопросы к процедуре отбора в так называемые «профильные» классы, но можно не сомневаться, что их «подкрутят» в нужном направлении.
Вполне возможно, что новый импульс такой практике был дан необходимостью закрыть потребность предприятий в рабочих при избытке выпускников вузов, не желающих работать по специальности, о чём сегодня непрерывно говорится в СМИ. Учитывая некоторую прямолинейность мышления и склонность к простым решениям, свойственную нашим власть имущим, не исключено, что подобные препоны для десятиклассников как раз и должны вынудить их пойти по пути получения специального профессионального образования. В пользу этой версии свидетельствует и развернувшаяся активная реклама в СМИ ускоренных курсов профподготовки (по сути, иначе их назвать нельзя) «Профессионалитет».
Сам по себе принцип достижения результата при минимальных усилиях имеет право на существование, но не в системе образования. Проще всего дать ребёнку в руки учебник (в современном варианте – ввести дистанционку) и ставить пятёрки за каждый «чих». Гораздо сложнее научить. Это тяжёлая работа, в которой оценки являются элементом «обратной связи», а не самоцелью.