Ложь о несовместимости свободы и хлеба

Леннарт Нильсон. Зарождение жизни. 1965
Одна из основных тем, поднятых в статье, — это природа человека, которая в нынешних условиях проявляется опасным образом и грозит человечеству самоуничтожением. Сторонники Большой игры, ставя целью выхолостить «двуногого зверя с ядерными зубами», утверждают, будто эта его сущность — исходные данные, которые ради спасения человечества требуется изменить.

Но ведь исходные данные человека — это то, с чем человек появляется на свет в процессе родов (или, может быть, в момент зачатия, что не меняет сути). Это существо с мозгом, сердцем, чувствами, системами пищеварения-выделения-размножения и другими составляющими, которые после появления на свет младенца продолжают развиваться. И, как утверждают психологи, несмотря на важность врожденных задатков, на развитие ребенка оказывают огромное влияние социальные условия.

Обязательно ли эти исходные задатки, данные человеку при рождении, приводят к формированию «двуногого зверя»? Конечно же, нет. Нет никаких сомнений, что на заре человечества, во времена первобытно-общинного строя, когда человек мог выжить в окружающей среде только в коллективе, именно врожденные задатки человека помогали ему воспринимать окружающих людей и себя как единое целое и не становиться «двуногим зверем», уничтожающим собственный род. Именно в этой способности воспринимать себя частью коллектива, при которой уничтожение окружающих людей приводило к самоуничтожению, был залог того, что действия человека не будут направлены на вред окружающим его людям. Не верится, что в таких условиях человек мог вредить роду, даже спасая собственную жизнь, — он ведь не мог выжить в одиночестве и знал об этом.

Неважно, что привело именно к таким задаткам у новорожденного человека — божественная воля или естественный отбор. В любом случае маловероятно, чтобы эти задатки изменились с первобытных времен. В первом случае непонятна причина такого изменения, а во втором — для изменения задатков необходимы мутации, увеличивающие приспособленность организма к окружающим условиям, и закрепление этих мутаций в ходе естественного отбора. Даже если мутации, ликвидирующие эти задатки, случайно появились, вряд ли они закрепились естественным отбором, ибо сложно представить, будто «двуногие звери», разрушающие все вокруг и ненасытные в этом разрушении, в последние сотни лет существования человечества имели бо́льшую выживаемость или преимущества при половом отборе.

Но что несомненно, так это то, что одни и те же задатки могут при развитии человека приводить к формированию разных личностей. Новорожденный ребенок не имеет практически никакой психики, и лишь со временем, под воздействием окружающего мира, он психически развивается. Как показала работа по воспитанию слепоглухонемых детей, при развитии которых можно отследить влияние условий воспитания на формирование ребенка, даже животная психика (способность ребенка удовлетворять жизненно необходимые потребности) не формируется сама собой, для этого необходимо создание определенных условий. А затем, опять же при определенных условиях, формируется человеческая психика — его способность к общению, познанию, размышлению, творчеству.

В первобытную эпоху человек не был «пороховой бочкой», готовой уничтожить мир. Мог ли он уничтожить свой род тогда, если бы в его руки попало ядерное оружие? Только по глупости или по душевной болезни. Сегодня же дело обстоит иначе. Почему такая опасность существует, если врожденные задатки не изменились? Очевидный ответ — изменились условия формирования человека.

А значит, чтобы изменить ситуацию, грозящую уничтожением человечества, надо изменить условия формирования человека. И вовсе не обязательно это делать, формируя послушность и безынициативность, как хотят нынешние участники Большой игры, стремящиеся сохранить принцип господства и подчинения.

Сегодня в окружающем мире налицо совокупность условий, способствующих формированию «пороховой бочки», или «двуногого зверя». Отдельно взятый человек стал не только сильнее благодаря развитию технологий. Он при определенных условиях не нуждается в коллективе для выживания — то есть в наличии имеются предпосылки для формирования махрового эгоизма. А еще человеку для выживания нужно намного меньше личных усилий, чем это было тысячи лет назад, поэтому налицо избыток сил, требующий выхода, — тот самый избыток, который в отсутствии целей, как заметил педагог Антон Макаренко, выливается в агрессивность.

Человек не был исходно таким, каким он формируется сегодня. Его таким сделала цивилизация, прошедшая по пути развития отдельной личности в отрыве от коллектива. А значит, для защиты человечества от «пороховой бочки» (сохраняя при этом способность человека к изменению мира, его проективную сущность), требуется поставить формирующегося человека с рождения в условия, когда он не может жить без коллектива.

Почему же участники Большой игры, стремящиеся сохранить принцип господства и подчинения, идут не в этом, очевидном, направлении, а по пути формирования безвольного человека, не способного на активные действия? Ведь такого человека кто-то должен формировать, а значит, нельзя выхолостить и сделать тупыми всех существующих на земле людей, кто-то должен будет заниматься таким формированием. И разве люди, занимающиеся подобным формированием, а также сами «господа», не смогут стать «пороховыми бочками»? Смогут!

Очевидно, что выбранная тактика не решает задачи, а значит, целью ставится вовсе не спасение мира от уничтожения, а что-то другое. Под сурдинку спасения мира в проекте создания «счастливых» пассивных и послушных людей преследуется именно цель сохранения самого принципа разделения человечества на господ и обслугу. И те, кто играют на стороне господ, якобы стремящихся обезвредить «двуногого зверя», готовы сохранить это господство любой ценой, в том числе и рискуя уничтожением цивилизации. Именно для этих целей идет внедрение ложного тезиса о немыслимости сочетания свободы и хлеба.

Почему данный тезис ложный? Потому что нельзя утверждать, будто свобода всегда приводит к хаосу, низости и агрессии. Да, она будет приводить к этому, если люди воспитаны эгоистами и у них отсутствуют какие-либо цели, кроме стремления получить удовольствие. Да, человек не может ставить себе цели и достигать их, если у него не будет сформирован духовный запрос. Но ведь и эгоизм, и безволие — это всё качества, формирование которых зависит от условий и социальной среды.

Измените условия, направьте усилия общества на воспитание противоположных качеств, и человек сможет много больше, чем кажется. И свобода станет работать на раскрепощение творческих, а не низменных способностей, на благо человечества, а не на его уничтожение, потому что на порочный путь развития будет сформировано табу. Даже глубокие инвалиды — слепоглухонемые люди — могут при создании определенных условий развивать свою психику, позволяющую ставить цели и достигать их. Поэтому обычный человек без увечий, получивший возможность развивать то, что в нем заложено природой, тем более способен на восхождение. У него есть все инструменты для этого.

А восходящий человек не будет уничтожать мир. Он будет ставить себе другие цели. Да, не так просто добиться восхождения человека. Мы еще слишком мало знаем о сущности его природы, движущих силах при его формировании. Налицо многофакторность этого процесса и противоположность влияния одних и тех же факторов при их различном сочетании. Но это не повод отказываться от восхождения и работать на уничтожение природной сущности человека. Надо стремиться к сохранению и «приумножению» Человека при любом развитии событий, если мы хотим сохранить человечество.

Источник газета «Суть Времени»