«Люблю отчизну я»…

200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

В октябре ушедшего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Чем же сегодня для нас он дорог? Что из его творчества мы могли бы взять в целях воспитания подрастающего поколения? Какие сокровища лермонтовской мысли, воплощённые в гениальных строках, видятся нам сегодня?

Конференция, посвящённая этой знаменательной дате, состоялась накануне нового года в УРГЭУ – СИНХ Екатеринбурга. «Литературно-художественное творчество М.Ю. Лермонтова в формировании патриотизма гражданина России» - эту тему обсудили преподаватели вузов, работники библиотек, студенты, представители общественных организаций города.

Ведущий круглого стола академик РАН и РАМН Черешнев В. А. рассказал немало интересного из биографии Михаила Юрьевича Лермонтова, отметив его воинскую доблесть, заслуги перед Отечеством. Затем разговор перешёл в плоскость обсуждения проблемы - какой именно патриотизм в лирике поэта?

Одни высказывались за то, что у Лермонтова традиционное понимание патриотизма, Это любовь к Родине без всяких условий и оговорок. Другие доказывали, что патриотизм у Лермонтова вовсе не означает однозначной любви к родине. Он какой-то «странный». Например, в стихотворении «Родина» поэт говорит: «Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит её рассудок мой ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой»…Ну, и где же здесь патриотизм? Почему рассудок борется с любовью? - вопрошали они. Приводилось в доказательство «нелюбви к родине» и другое его стихотворение: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ» (к «подлинной» принадлежности этого стихотворения Лермонтову ещё вернёмся).

Сторонники видения патриотизма в творчестве Лермонтова в традиционном понимании (а это мнение высказало большинство присутствующих в зале) привели веские аргументы и доказательства того, что не только творчество, но и вся жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, человека и гражданина, были направлена на служение Родине. Весь божественный талант своей короткой, но такой насыщенной и напряжённой жизни мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал»), он отдал своему народу. И уже сам этот факт может служить примером подрастающему поколению в воспитании патриотизма.

Члены межкомиссионной группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Свердловской области представляли на конференции различные общественные организации. Здесь были представители от «Всероссийского Родительского Сопротивления», Ассоциации Родительских Комитетов и Сообществ, Екатеринбургской епархии, Областного родительского комитета, Национально - освободительного движения, а так же юристы, педагоги, журналисты, врачи и работники культуры.

Светлана Вохмянина, Ирина Барановская, Елена Лейтланд, Герман Авдюшин, Александр Усольцев и другие участники круглого стола подняли тему духовности, православного мировоззрения в творчестве Лермонтова, без которого нельзя понять смысл многих его произведений.

В частности, журналист И.Барановская ознакомила присутствующих с основными главами диссертации литературоведа, доктора филологических наук Горланова Г. Е. «Творчество Лермонтова М.Е. в контексте русского духовного самосознания».

«Русское самосознание, впитавшее в себя православную веру, было духовным стержнем и нравственным смыслом жизни поэта», - пишет Горланов. И далее автор развивает мысль о том, что почти всё его творчество проникнуто русской православной национальной идеей, где патриотизм был неотъемлемой её частью. «Художественное наследие М.Ю. Лермонтова (1814-1841) уникально. В неполные тринадцать лет творческой деятельности им было сделано так много, что не укладывается в один век».

Вот почему мы не можем сегодня рассматривать его творчество так, как нас учили в советскую пору, вне контекста православия, которым оно было пронизано. «Именно о таких людях, как Лермонтов, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Русский человек всегда отличался особым, как теперь говорят, менталитетом: открытостью ко всему доброму, светлому, живому, сердечной привязанностью к домашнему очагу, к святыне».

Идея патриотизма понималась Лермонтовым не только как любовь к Родине, к «отеческим гробам», но и как некое мессианство, - уверенность в том, что наше Отечество имеет особую историческую судьбу, - считает Горланов. И далее он развивает эту мысль: «Русская идея есть идея сердца, по мнению философа А.И. Ильина».

Об этом говорил Лермонтов задолго до Ильина, когда сравнивал свою судьбу с байроновской: «Нет, я не Байрон, я другой, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой». Это признание поэта означает, что сама жизнь в Отечестве подсказывала ему свои темы, свои сюжеты, поиски духовной истины, национальную принадлежность и свою русскую идею. И в прозе, и в стихах Лермонтов, как истинный мыслитель, ставит вопросы, связанные с вечными категориями свободы и необходимости, смерти и бессмертия, важнейшей роли идеала в развитии общества, духовной сущности человека, рождённой Божественным началом.

В его стихах с народнопоэтической символикой есть и широковольные степи, леса дремучие, небо высокое, удаль и былинное восприятие жизни, как это случилось в стихотворении «Два великана». Здесь в поэтической форме рассказывается о сформировавшихся за многие века отличительных свойствах русского народа: мужестве, хладнокровии и достоинстве – это всё то, что присуще русскому менталитету. Не смог Наполеон покорить русский народ. Победить народ – богатырь пока что никому не удавалось! Чувство гордости за победителей в отечественной войне 1812 года поэт проявил здесь с не меньшей силой, чем в стихотворении «Бородино».

«Невозможно не отметить,- замечает исследователь,- гуманизм как свойство русского генотипа в героико-патриотической поэзии М.Ю. Лермонтова». Эту мысль он прослеживает у поэта на примерах стихотворений «Спор», «Валерик», «Завещание», «Казачья колыбельная песня». В них - гордость за свою Державу, содержащую одну из составляющих русской идеи. В них прославляется сила отечественного оружия, боевой дух русских воинов, готовых пройти через все испытания во имя победы за честь Отчизны. Окончательный текст «Валерика» – это гневный обвинительный приговор истребительным войнам и в то же время призыв к благоразумию людей, злободневный не только в эпоху Лермонтова, но и во всём ХIХ, и в ХХ, и в ХХI столетиях. Героико-патриотический смысл стихотворения «Валерик» подтверждает мысль о том, что самое значительное единение людей возникает из духовной однородности, когда каждый ведёт себя как все, когда герой всегда становится опорой других людей, их побудителем. Именно такое «глубокое единение» на основе «единой веры» русского народа сумел выявить в патриотической поэзии обладавший «духовной созерцательностью» М.Ю. Лермонтов. «Для Лермонтова Творец везде, - говорит Горланов,- и в желтеющей ниве хлебов; и в «звуке ветерка», пролетающем в полуденном лесу, и в «малиновой сливе», прячущейся в саду; и в сладостной тени «зеленого листка»; он появляется «румяным вечером иль утра в час златой», и «когда студёный ключ играет по оврагу. Строчки Лермонтова о Боге много говорят сердцу православному, тем, кто во времена житейских и иных неурядиц обращает ищущий взор к святым иконам, кто просит у Богородицы помощи и защиты. Это своеобразный гимн Святости, и здесь Лермонтов народен».

В стихотворении «Родина», как подчёркивает исследователь, тема человека из народа, начатая в ранних стихотворениях и очерченная пока что неопределённо, разрастается в обобщённый образ. Живописуя современную ему Россию, поэт не отказывается от славных страниц истории Государства Российского, подходя к ней со своей философией («Не слава, купленная кровью…»), хотя четырьмя годами раньше славу русского оружия запечатлел в стихотворении «Бородино». Но там были свои условия – не просто война, а война – Отечественная.

В этом произведении Лермонтов смотрит на своё Отечество не глазами стороннего наблюдателя, а глазами её коренного жителя, сына своей Отчизны, связанного делами своими и помыслами с народной Россией, - делает вывод учёный. Именно «Родина» Лермонтова открыла магистральную тему не только для Н.А. Некрасова, который по-своему развил и обогатил её, но и сделал одной из главных для поэзии следующего века. И если, по меткому выражению Ф.М. Достоевского, писатели ХIХ века «вышли из «Шинели» Гоголя», то почти так же можно сказать и о писателях второй половины ХIХ и ХХ веков: «Все мы вышли из «Родины» М.Ю. Лермонтова». Чувство Родины помогает Лермонтову оставаться в литературе, при всей его противоречивости, цельным и до конца последовательным. Без любви к малой Родине не может быть любви и к большой – это одна из характерных черт русского человека: почитать родителей, родительский дом и землю, на которой родился и провёл своё детство…

Именно так, «пламенно и нежно» Михаил Юрьевич Лермонтов любил свою Родину, свой народ, свою семью, своё любимое село Тарханы, где его бабушка построила церковь. Эта любовь давала ему силы жить и творить…

Что же касается приписываемого поэту стихотворения «Прощай, немытая Россия», вызвавшего споры, дискуссии, следует заметить, что до сих пор не найдено ни одного доказательства подлинной принадлежности этого стихотворения Лермонтову. Последние исследования указывают на возможное авторство этого стихотворения Дмитрия Минаева, ярого русофоба. Именно в пореформенную эпоху среди интеллигенции и полуобразованщины стало модным ругать не только правительство, но и Россию…

Подводя итоги конференции, один из её ведущих - ректор УРГЭУ – СИНХ М.В. Федоров - сказал о том, что молодёжи, студентам необходимо давать больше прав самим определять ценностные ориентиры: что такое патриотизм, в чём он проявляется, анализировать и судить самим о творчестве великих русских классиков. На это ему возразил из зала один из преподавателей: «Что же получается, значит, и воспитывать теперь молодёжь не нужно?».

Академик РАН и РАМН Валерий Александрович Черешнев подчеркнул, что свобода выбора человека всё - таки - главное, и именно к ней надо стремиться. Он рассказал об одном из случаев с российскими учёными. Когда финансирование их научной деятельности у нас на родине прекратилось, учёные уехали за границу и там продолжили свою работу. У них была свобода выбора, и они ей просто воспользовались,- подвёл он итог.

После окончания конференции многие не хотели расходиться, обсуждая затронутые вопросы, и я решила узнать у участников конференции, что им дала эта встреча? Как они оценивают итоги дискуссии?

Светлана Вохмянина (координатор регионального отделения АРКС и Областного родительского комитета): « В целом конференция была нужной и полезной. Но настораживают многие моменты. Например, один из студентов предложил вообще изъять из определения слова патриотизм «любовь к своему Отечеству и народу». Что же тогда останется, если каждый начнёт вкладывать в него своё содержание?.. Согласно словарю Ожегова понятие «патриотизм» означает преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Слово "патриот" и производные от него слова в русском языке всегда были наделены «святым смыслом", как пишет С. В. Светана-Толстая, сохраняя и значение жертвования собственной жизнью во благо Отечества.

А вот определение, которое даётся слову "патриот" в Оксфордском словаре (патриотизм в нём определяется как чувства и качества патриота): "человек, который сильно поддерживает свою страну», - (что отнюдь не равнозначно любви, да и поддерживать можно по - разным побуждениям).

Всё Св. Писание являет нам любовь. В Первом послании к Коринфянам св. апостола Павла гл.13 94-10,12) говорится, что: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершённое, тогда то, что отчасти, прекратится…Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан».

«Похожее мировоззрение было и в европейских странах того времени, - пишет Л. В. Сергеевич в статье: «Патриотизм как архетип», - но оно было лишь этапом в их развитии. На Западе была сильная либеральная традиция, ставившая во главу всего личность с её правами и свободами и прежде всего правом выбора, в том числе, жертвовать собою ради страны или нет. В России же идея служения своему государству, пусть даже ценой собственной жизни, имеет глубокие корни, уходящие ещё в историю Древней Руси».

Однако, на конференции, по мнению Светланы, прослеживалось желание оторвать Лермонтова от его мировоззренческих христианских корней, снять «табу» с понимания патриотизма, как священного чувства служения и любви к своему Отечеству и своему народу, «разобраться в комплексах и фобиях национального самосознания, особенно – в парадоксах патриотизма».

Откуда же взялись эти «комплексы и фобии», «парадоксы патриотизма»?

Не из ложного ли мировоззрения «сознательного и бессознательного патриотизма», приверженцем которого в России был западник Чаадаев? Выступая за так называемый сознательный патриотизм, он считал, что любовь к Родине не должна быть безусловной. Если родина несправедлива, если она недостойна любви, нет смысла поддерживать своё Отечество, служить ему. Надо подождать, пока оно будет достойно нашей любви.

Нельзя смешивать «в кучу» любовь к своему Отечеству и отношение к власти, считает Светлана. На Руси были разные времена смут (как скажем, при Лже - Димитрии), разные правители и формы правления государством, но Родина у человека всегда была одна.

В российской истории есть множество примеров, когда люди, не смотря на ссылки и репрессии со стороны действующих на тот момент властей, беззаветно служили Отечеству, проливая свою кровь и идя даже на смерть во имя его.

Достаточно посмотреть на историю святой Руси и современную российскую историю, где не было захватнических войн, а были Отечественные, оборонительные, охранительные, национально – освободительные, защищающие и освобождающие своё Отечество от интервентов! И не русские нападали и вызывали войны, а интервенты, имеющие всегда целью поживиться за счёт России, захватить её богатства и уничтожить народ.…

Лермонтов велик именно своим православным мироощущением, где патриотизм, русский дух, русская идея - это как воздух, которым мы дышим.

Поэтому вряд ли можно согласиться в качестве итога конференции с предложением предоставить больше прав молодёжи самим решать, что патриотично, а что нет. Что главная ценность – это человеческая свобода и что её надо оберегать…Но ведь свобода без любви – произвол. Разве понятие свободы не должно ограничиваться во благо других? Во имя уважения к духовно – нравственным ценностям и нормам традиционной общественной морали, для обеспечения общественной безопасности? А как же тогда воспитывать молодое поколение?

Клавдия Морева (общественный деятель): «Президент Путин недавно на одной пресс-конференции сказал про Лермонтова, что он, безусловно, был патриотом Родины, хотя порой и не соглашался с правительством, иногда даже жёстко высказывался и критиковал его, но он имел на это право, поскольку искренне любил Россию. Да, был оппозиционером, но не надо путать оппозицию Лермонтова с оппозицией так называемой «пятой колонны», которая тоже видит недостатки и критикует, но не любит Россию, потому что её цель – развал нашей страны.
Я думаю, что Лермонтов был очень смелым человеком. Когда все боялись сказать об убийстве Пушкина, он написал стихотворение "Смерть поэта", за которое попал в ссылку. Вообще, не люблю трусов, поэтому восхищаюсь такими людьми, как Лермонтов, которые, не боясь ни ссылок, ни смерти, «болеют» за родину, показывают её красоту и несут слово правды».

Александр Усольцев (юрист) отметил положительные итоги конференции:

- Главное достижение этой конференции в том, что она прошла на хорошем уровне, привлекла внимание общественности и к творчеству Лермонтова, и к обсуждению понятия «патриотизм». Лермонтов - наше национальное достояние, которое сплачивает Российскую нацию. Искать в его творчестве недостатки или неправильное понимание патриотизма – всё равно, что искать на «солнце тёмные пятна». Его творчество многогранно, оно достойно восхищения. Многие, кто пришёл на эту конференцию, заново перечитали его произведения, вновь открыли для себя этого великого поэта. И это очень отрадно.

Считаю, что в дальнейшем подобные конференции надо проводить обязательно. Вопросы могут быть разные, к примеру, можно обсудить тему «Что такое наши традиционные национальные ценности», как они дают жизнь и развитие нашему обществу? Что надо сделать, чтобы национальные ценности усваивались обществом?

Православие как национальная ценность привела с Куликова поля к Русскому государству. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской запустили механизм объединения Руси на основе православной веры. Но не само собой всё свершилось. Столетиями в Храмах совершался молитвенный труд. Православная вера и культура взрастили в душах людей верность, стойкость, жертвенность, сострадание, милосердие и любовь, которые и дали нашему народу возможность выстоять в столь страшных испытаниях. Отход от этих ценностей привёл к распаду Российской империи.

Сегодня нам необходимо поднять идею сплочения российского общества и русского народа на основе традиционных национальных ценностей: православия, православной культуры, патриотизма. И здесь внимание к творчеству таких писателей и поэтов, как Лермонтов и памяти о нём играют очень важное значение.

***

Остаётся только поблагодарить организаторов –УРГЭУ СИНХ и всех участников этой интересной во всех её аспектах конференции.

Марина Евсеева, журналист