"Малышка на миллион" или крушение гуманизма…

В последние четверть века мы становимся очевидцами события, которое можно охарактеризовать как «крушение гуманизма», крушение проекта «Человек».

Наступление ювенальной юстиции, легализация однополых браков, популяризация ЛГБТ, легализация эвтаназии, демонтаж общепринятых табу и норм, инверсия морали и т.п. – все это является звеньями одной цепи.

Вот, например, из Бельгии пришла сегодня новость, что в этой просвещенной европейской стране произошел первый случай эвтаназии ребенка. Об этом сообщила телерадиокомпания Deutsche Welle.

Не афишируя подробностей, ситуацию прокомментировал глава Национальной комиссии по эвтаназии Вим Дистелманс. «К счастью, детей, в отношении которых может идти речь об эвтаназии, очень мало, – заявил он, – «но это не означает, что мы должны отказывать таким детям в праве на достойный уход из жизни».

Сама по себе эвтаназия – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, – была бы невозможна без существенных этических сдвигов в сознании самого общества, поскольку она противоречит основным гуманистическим установкам, самому проекту «Человек» или иначе – «Модерн», поскольку в рамках этого проекта, существовавшего без малого около пятисот лет, человеческая жизнь является самой главной ценностью…

Мир меняется, он лишается того огня, который в незапамятные времена подарил ему Прометей, он перестает искать выход в безвыходной ситуации, он перестает брать барьеры сложности. И теперь врач спокойно отрекается от клятвы Гиппократа для того, чтобы обеспечить потомкам «Достойный уход из жизни». Это капитуляция, капитуляция перед Смертью, а значит, капитуляция Человека как проекта.

Сегодняшний мир вошел в новую стадию – стадию краха гуманизма, стадию самоуничтожения, которую принято называть «Постмодерн».

Вот что пишет Мария Мамиконян в своей статье «Смерть ради смерти. Танатофилия как мост между пост-и контрмодернизмом», вышедшей в составе сборника «Радикальный ислам» в 2010 году:

«…Если для Модерна базовыми являются понятия «прогресс» и «гуманизм», то Постмодерн не только отрицает прогресс, но и по сути своей последовательно антигуманистичен. Можно утверждать, что сегодня наиболее серьезное деформирующее давление на личность западного человека осуществляется через навязывание переоценки извечной оппозиции Жизнь – Смерть.

В классическом (да, собственно, единственно возможном для продолжения жизни!) варианте Жизнь – это добро, Смерть – зло. Однако если приглядеться к культурным тенденциям, то легко увидеть, как ставятся под сомнение позитив, связанный с жизнью, и негатив, связанный со смертью. Впору говорить чуть ли не об инверсии данных понятий. Это чисто постмодернистская тенденция. Данная инверсия (можно сказать и «перверсия», ведь постмодернизм очень любит играть перверсиями) транслируется различными способами как сознанию, так и подсознанию западного человека.

Массовая культура – а именно она формирует образы и эталоны, – рассматривая жизнь в ее все более примитивных, лишенных духовных черт проявлениях, раскачивает потребительские вожделения, а цели и ценности редуцирует до простейших гедонистических. При столь «брутальном» подходе вопрос о смысле жизни уже не находит ответа. Неудивительно, что растет статистика самоубийств, особенно так называемых «беспричинных».

Но – и это тоже существенно – имеет место и скрытая пропаганда суицида. Мортальные тенденции поощряются. Различными способами. Это, прежде всего, создание и продвижение молодежных депрессивных субкультур. Например, весьма значим вклад в дело пропаганды самоубийства молодежной субкультуры под названием «готы», с ее культовыми рок-группами.

Психоделический рок, сатаническая атрибутика, кладбищенская символика, вампирический имидж, а главное, тексты песен весьма разрушительно действуют на подростковую психику. Данная субкультура, зародившись в конце 70-х, до сих пор одна из наиболее модных, она имеет массу юных фанатов во всех странах…»

 

Далее она обращает внимание на проблему эвтаназии:

«…Отдельной, активно разрабатываемой темой в последнее время стала эвтаназия. Желательность принятия закона о «легкой смерти» обсуждают во многих странах, кое-где он принят.

Доходит дело и до публичного обсуждения в прессе допустимости инфантицида – убийства «неполноценных» новорожденных. Что существеннейшим образом сдвигает всю «гуманистическую рамку» и откровенно попахивает фашизмом. Специалисты подчеркивают, что позитивное отношение к проблеме эвтаназии прямо координируется с приоритетом в обществе понятия «комфортная жизнь».

На раскрутку темы эвтаназии в киноиндустрии брошены крупные средства и солидные творческие силы. В одном только 2004 г. были премированы и долго шли широким экраном сразу два «эвтаназийных» фильма – «Малышка на миллион» (четыре «Оскара» и два «Золотых глобуса») и «Море внутри» («Оскар», «Гран-при» в Венеции, «Золотой глобус», 14 премий «Гойя» и т.д.).

Если первый фильм, очевидно продвигая эвтаназийную тему, делает ставку на психологическую убедительность играющих в нем актеров (актеров действительно хороших), то со вторым все сложнее. «Море внутри» снято одним из наиболее талантливых современных режиссеров испанцем Алехандро Аменабаром. Этот фильм, принадлежа серьезному искусству, одновременно является и откровенно заказным, рекламным.

Но, что очень важно, это уже не реклама эвтаназии, это фактически напрямую – реклама Смерти. Герою фильма (которого играет крупный актер), хотя он и парализован, «объективно» умирать незачем – он жизнерадостен, активен, нужен многим, в него влюбляются женщины и т.д. Но он сам говорит, что его необъяснимо тянет к смерти. К смерти как чему-то прекрасному. Наделение смерти чертами притягательной «возлюбленной», тяга к ней – танатофилия – очень существенный ракурс в рассматриваемой нами проблеме общей культурной диверсии…»

И диверсия дает результаты… Бельгия тому пример.

Можно сказать, что все это происходит на «загнивающем Западе», что в России все это не пройдет, что сильное влияние традиционных ценностей не позволит этой пагубной заразе распространится в нашей стране.

Однако все далеко не так просто… Как говорится, «вода камень точит», и вот у нас в стране 2 сентября Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова выступила за применение эвтаназии.

Россия всегда исторически была альтернативным Западом и противостояла разрушительным процессам, приходящим оттуда, и теперь от нас зависит, прогнемся ли мы и впустим в наше общество этого всепожирающего зверя – зверя постмодерна и окончания истории или же предложим свой альтернативный сценарий развития человечества и новый гуманизм, возродим ту надежду, которой был Советский Союз для всего мира.

 

Кирилл Борисов, РВС.

Регион: