Знакомство с данным документом рекомендую начинать только после ознакомления с идеями, представлениями о том, как должна выглядеть «хорошая школа», от авторов сего манифеста.
Эти идеи изложены в предыдущих заметках [1],[2],[3],[4],[5],[6],[7],[8],[9].
В данном «произведении» столько «воды», недоговорок, недосказанности, игры. Давно известной игры – «хороший следователь – плохой следователь».
Идет варьирование знакомыми, яркими, эмоционально окрашенными терминами, словами, выражениями.
Полный текст документа доступен по ссылке: http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html
В Общественной палате РФ на круглом столе «Что такое хорошая школа?» в раздаточных материалах был выдан не только текст манифеста, но и небольшая статья А. Адамского «Время сотрудничества». Этот текст также напечатан в том же выпуске «Новой газеты», он служит вводной, предисловием, настраивающим на нужный лад тех, кто будет читать сам манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век».
«Наша школа сделала огромный шаг вперед в признании сотрудничества с ребенком как правильной педагогики — взамен педагогике принуждения и насилия».
Сразу противопоставление – педагогика сотрудничества (правильная педагогика) и педагогика принуждения и насилия. «Принуждение», «насилие» – слова с ярко выраженной негативной окраской. На эмоциональном уровне читатель сразу воспринимает посыл: все, что было до прихода педагогики сотрудничества – плохо. А если задуматься? На чем основано утверждение, что все образование (как единство обучения и воспитания) до 1980х гг. – это принуждение и насилие?
Оказывается, мы разговариваем на разных языках. Принуждение и насилие с точки зрения авторов манифеста – это воспитание как передача норм и правил от поколения к поколению и мотивация ребенка на преодоление своих простейших потребностей, воспитание воли.
«Терпенье и труд все перетрут», «хочешь – не хочешь, а надо», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», призывы родителей «учись, сынок» и многие другие знакомые нам с детства правила, ориентиры на то, что такое хорошо, а что такое плохо – это насилие и принуждение.
В рассказах Л. Н. Толстого для детей «Косточка», «Старый дед и внучек» описаны правила принуждения и насилия.
Русские народные сказки учат родителей и педагогов нетолерантному отношению, тоталитарному поведению, вызывают принуждение и насилие по отношению к детям.
«В то же время идет острая дискуссия, можно даже сказать — борьба, между вчерашними представлениями о школе — единообразной, авторитарной, с архаичными учебными материалами, способами работы и жестко централизованным управлением, — и современными представлениями о вариативной, светской, ориентированной на сотрудничество и индивидуальное развитие ребенка».
Очередная манипуляция. Реформаторы-модернизаторы больше всего хотят свободы действия и отсутствия контроля, чтобы тихо и спокойно, на законных основаниях, делать с детьми все, что они желают, что согласуется с их целью. Цели и задачи этих «двигателей прогресса» мы уже изучили и они абсолютно не совпадают с целями и задачами подавляющего большинства российских родителей.
Двигаемся дальше, переходим к самому манифесту. Комментировать каждый абзац считаю излишним, есть замечательная статья https://gazeta.eot.su/article/prikryvayas-gumanizmom-manifest-razrushiteley-shkoly.
Самое главное, что нужно сделать – отнестись критически к изложенному и прочитать все с точки зрения настоящих целей реформаторов, авторов манифеста. При прочтении текста вы узнаете их слова и идеи.
Я же хочу набросать только несколько «мазков» напоследок.
Фотография в начале – «фирменный знак на китайском ширпотребе».
«Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых».
Архаика – мораль, этика, нормы, правила. Консолидация на почве страха, поиск врагов и виноватых, так вы думаете, реформаторы - модернизаторы? Нет, не надейтесь. Это организованное, осмысленное, всероссийское, совместное, объединенное общими целями и идеями сопротивление.
«Мы решили предложить — учителям, родителям, всем гражданам, заинтересованным в развитии образования, — альтернативный образ будущего школы, расширить представление о том, куда она может двигаться».
Учителя, родители, все заинтересованные граждане не хотят вашего образа будущего школы («Детство 2030» и т. д.).
«Переход к экосистеме массового персонального образования».
Экосистема или экологическая — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
«Должны быть очевидные для всех стратегии; одна из них — прямая связь между теми навыками, которые дает человеку школа, и рынками труда».
Создание сообщества живых организмов с необходимым набором качеств для рынка труда.
«Мы — на пороге взрывного роста «внесистемных» провайдеров, работающих с помощью новых технологий — удаленно, применяя дополненную реальность, создавая игровые вселенные…»
Чувствуете стиль Форсайт – проектов?
«Классический подход в подготовке учителя «от теории к практике», с освоением конечного числа одобренных вузами методик преподавания ушел в прошлое. Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям».
Действительно, зачем быть специалистом? Достаточно быть креативным выпускником «педагогического инкубатора».
«Не случайно и то, что внешкольные образовательные ресурсы по эффективности значительно превосходят внутришкольные. Освобожденные от жесткого тотального контроля, развиваются ресурсы в интернете. Здесь объяснение материала зачастую лучше и доступнее, чем в большинстве школ».
Интересный подход, не правда ли? Вы, родители, все еще боретесь за защиту детей от негативной информации? Тогда мы идем к вам!
«Появляется такое понятие, как «образовательный квартал» (когда образовательной структурой становится город, район, микрорайон)».
Да, что-то недоработал Калина И. И. со слиянием школ… Есть к чему стремиться.
«Образовательная политика и педагогика не могут противостоять друг другу – одно должно подчиниться другому. Пока авторитарная образовательная политика будет противостоять гуманистической педагогике, школа не сможет прорваться из прошлого, не сможет соответствовать требованию времени. А если гуманистическая педагогика будет определять образовательную политику, тогда образование станет по-настоящему современным и сможет отвечать на вызовы будущего. И тогда у нового поколения есть шанс».
Во время круглого стола в ОП РФ постоянно звучал призыв дать полную свободу школе в выборе того, как, кого, чему и зачем учить.
Я думаю, что уже хватит.
Экосистема объединяет живые организмы, а мы, родители и настоящие педагоги России, хотим, чтобы наши дети были людьми.
И хорошая школа – это та школа, в которой ребенка учат быть прежде всего Человеком.
Кульчицкая Анна, РВС.