Минобрнауки призвало повысить минимальные баллы ЕГЭ сразу по шести предметам. К чему это приведет?

На первый взгляд, намерение Минобрнауки повысить минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вуз по ряду предметов выглядит как еще одна попытка снизить доступность высшего образования для выпускников школ. Это так и не так. Существующие сегодня минимальные критерии для поступления в вуз (от 30 до 40 баллов) настолько низкие, что возникает сомнение в качестве выпускаемых из вузов специалистов. В связи с этим в первую очередь напрашивается мысль: нужно ли абитуриентам с «пустой» головой вообще получать высшее образование? Если же потребность в специалистах существует (а в инженерах она точно есть), то как вузам «подтягивать» абитуриентов до требуемого уровня? 

Если обратиться к предлагаемому министерством законопроекту, то рост минимальных баллов по естественным дисциплинам в нем не такой уж большой (1-2 балла). При этом они давно не менялись, а за прошедшие пять лет балл вырос только по математике (+1). В предложенном документе указано, что более всего вырастут минимальные баллы ЕГЭ по гуманитарным предметам: иностранным языкам (с 30 до 40) и истории (с 36 до 40). Создается впечатление, что в правительстве решили ужесточить критерии к «гуманитариям», практически не изменив требования к «технарям». Видимо, для того, чтобы повысить «привлекательность» инженерных специальностей и тем самым выполнить поручение президента по увеличению подготовки специалистов технического профиля? К тому же это будет вполне «уместным» дополнением к уже вступившему в силу закону, ограничивающему число платных мест в вузах (больше всего востребовано платное обучение по гуманитарным направлениям). Не стоит забывать и об эксперименте с упрощенной схемой сдачи ОГЭ для поступающих в колледжи, который признан правительством успешным.

В целом подобный путь решения проблемы очень привлекателен и в последнее время часто используется бюрократическим аппаратом: что-то ужесточить, соорудить своего рода «плотину», с тем чтобы направить «поток» в нужное русло. Действительно, «играть» с баллами гораздо приятнее и легче, чем повышать качество школьного образования и делать доступным высшее образование. Не дай бог, народ станет слишком умным, начнет неудобные вопросы задавать и вообще засомневается в авторитете власть предержащих. А так — получит минимальные профессиональные навыки, «подписавшись» на обучение по программе «Профессионалитет», и будет вполне законно в поте лица хлеб зарабатывать.