Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
В.В. Маяковский «Нате»
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
В.В. Маяковский «Нате»
Когда я только задумала эти заметки, они должны были называться «Кипит мой разум возмущённый». И он таки кипел.
Я с детства влюблена в поэзию Маяковского. «Стихи о советском паспорте» и «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» я учила одновременно с моими братьями и сестрой (а наша разница в возрасте 8-10-12 лет) и после гордо декламировала их, взобравшись на табурет, на всех наших многочисленных семейных праздниках.
Став постарше, я восхищалась и теми самыми стихами, которые журналистка «Ведомостей» Ольга Кабанова высокомерно называет пропагандистскими, и его лирикой. Наизусть «для себя» теперь я учила «Если звёзды зажигают» и «Лиличке, вместо письма». Став ещё постарше, осмысливала образы «футуристической» ранней поэзии Маяковского.
Короче говоря – я люблю Маяковского. Его стихи. Я уважаю его творчество. И когда я услышала, что на открытии выставки, которую привез во Владимир московский музей Маяковского и которая разместилась в «Палатах» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, его генеральный директор, видимо, пытаясь острить, сказала приглашённым гостям, среди которых бродили с подносами сотрудники музея, переодетые официантами, что, мол, шампанское и ананасы есть, но, увы, без рябчиков – вот тогда я и вскипела. Так как могу рассматривать эту (или что-то очень близкое по тексту) фразу только как издевательство над памятью поэта.
Ну посудите сами – поэт предсказывал в своих стихах буржую последний день, громил мещан, а «буржуи-мещане» собрались тут сегодня, чтобы пить шампанское на открытии такой выставки, которая призвана (чтобы ни говорили её устроители) низвести поэта-бунтаря к простому щеголю-фату, который ценил, как «тонко» отметила корреспондентка «Ведомостей», хорошую импортную одежду, совсем как собравшиеся на всё ЭТО посмотреть, что во Владимире, что ранее – в Москве.
Написать заметку по горячим следам мне не удалось. Позже кипение моего разума поутихло, но осталась тоска «по высокому». Которую я утолила, почитав свои любимые стихи поэта и послушав, не удивляйтесь такому сочетанию, Моцарта. Поэтому название своим заметкам я дала другое…
Кто придет и уже приходит на эту выставку, которая на мой, пусть пристрастный, взгляд и называется-то претенциозно-снобистски: «Маяковский “haute couture“»?
Я уверена, те, кто не любит Маяковского, – не придут, т. к. им это не интересно (а если кто и придёт по обязанности, как журналистка московских «Ведомостей», то лишь для последующего стёба в Интернете). Кто любит поэзию Маяковского – не придут по той же причине. Им в Маяковском интересно его творчество, а не то, какие галстуки он предпочитал. Так кто же придёт?
Любопытствующий потребитель «культурной» продукции. Тот, кто ходит на выставки, на спектакли, концерты, покупает книги, если они модны или, как нынче говорят, «в тренде».
Таких нынче большинство, скажете вы? Ну, так что же? Теперь музеи, призванные сохранять наше культурное наследие, должны, чтобы процветать или просто выжить, подделываться – не под вкусы, нет – под потребности этой категории граждан? Рынок, который всё расставит на свои места правит бал? Сначала прикид, а поэзия где-то там, на задворках внимания нашего «культурного» бомонда?
А как насчет высоких целей, всегда стоявших перед музеями? Постмодерн смеётся над высоким? И что? Смириться с этим. Отказаться в угоду веку от всего культурного наследия прошлых эпох и не просто отказаться, а высмеять и опошлить его?
Ну вот, опять вскипела. Пойду слушать Моцарта и читать Маяковского.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Для меня Маяковский – вот эти и все другие его стихи. А для вас?
Я с детства влюблена в поэзию Маяковского. «Стихи о советском паспорте» и «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» я учила одновременно с моими братьями и сестрой (а наша разница в возрасте 8-10-12 лет) и после гордо декламировала их, взобравшись на табурет, на всех наших многочисленных семейных праздниках.
Став постарше, я восхищалась и теми самыми стихами, которые журналистка «Ведомостей» Ольга Кабанова высокомерно называет пропагандистскими, и его лирикой. Наизусть «для себя» теперь я учила «Если звёзды зажигают» и «Лиличке, вместо письма». Став ещё постарше, осмысливала образы «футуристической» ранней поэзии Маяковского.
Короче говоря – я люблю Маяковского. Его стихи. Я уважаю его творчество. И когда я услышала, что на открытии выставки, которую привез во Владимир московский музей Маяковского и которая разместилась в «Палатах» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, его генеральный директор, видимо, пытаясь острить, сказала приглашённым гостям, среди которых бродили с подносами сотрудники музея, переодетые официантами, что, мол, шампанское и ананасы есть, но, увы, без рябчиков – вот тогда я и вскипела. Так как могу рассматривать эту (или что-то очень близкое по тексту) фразу только как издевательство над памятью поэта.
Ну посудите сами – поэт предсказывал в своих стихах буржую последний день, громил мещан, а «буржуи-мещане» собрались тут сегодня, чтобы пить шампанское на открытии такой выставки, которая призвана (чтобы ни говорили её устроители) низвести поэта-бунтаря к простому щеголю-фату, который ценил, как «тонко» отметила корреспондентка «Ведомостей», хорошую импортную одежду, совсем как собравшиеся на всё ЭТО посмотреть, что во Владимире, что ранее – в Москве.
Написать заметку по горячим следам мне не удалось. Позже кипение моего разума поутихло, но осталась тоска «по высокому». Которую я утолила, почитав свои любимые стихи поэта и послушав, не удивляйтесь такому сочетанию, Моцарта. Поэтому название своим заметкам я дала другое…
Кто придет и уже приходит на эту выставку, которая на мой, пусть пристрастный, взгляд и называется-то претенциозно-снобистски: «Маяковский “haute couture“»?
Я уверена, те, кто не любит Маяковского, – не придут, т. к. им это не интересно (а если кто и придёт по обязанности, как журналистка московских «Ведомостей», то лишь для последующего стёба в Интернете). Кто любит поэзию Маяковского – не придут по той же причине. Им в Маяковском интересно его творчество, а не то, какие галстуки он предпочитал. Так кто же придёт?
Любопытствующий потребитель «культурной» продукции. Тот, кто ходит на выставки, на спектакли, концерты, покупает книги, если они модны или, как нынче говорят, «в тренде».
Таких нынче большинство, скажете вы? Ну, так что же? Теперь музеи, призванные сохранять наше культурное наследие, должны, чтобы процветать или просто выжить, подделываться – не под вкусы, нет – под потребности этой категории граждан? Рынок, который всё расставит на свои места правит бал? Сначала прикид, а поэзия где-то там, на задворках внимания нашего «культурного» бомонда?
А как насчет высоких целей, всегда стоявших перед музеями? Постмодерн смеётся над высоким? И что? Смириться с этим. Отказаться в угоду веку от всего культурного наследия прошлых эпох и не просто отказаться, а высмеять и опошлить его?
Ну вот, опять вскипела. Пойду слушать Моцарта и читать Маяковского.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Для меня Маяковский – вот эти и все другие его стихи. А для вас?
Галина Соловьёва, РВС.
Регион: