Может ли патриотическое воспитание остановить “мягкое” превращение детей во врагов?

27 марта в центральной библиотеке им. Л.Н. Толстого прошла конференция «Противодействие гражданского общества вовлечению несовершеннолетних в деструктивный политический процесс». Мероприятие было всецело посвящено проблемам патриотического воспитания и вопросам формирования мировоззрения в подростковой среде. В нём принимали участие представители движения «Суть Времени»,  члены Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», педагоги и руководители педагогических клубов, включая ВПК «Союз» и «Архистратиг», а также сотрудники ОМВД «Бирюлево Западное».

Особое внимание на конференции было уделено деятельности иностранных некоммерческих организаций — по этой теме представлен отдельный доклад Максима Карева. В нем показан масштаб деятельности НКО, их влияние на реформы во многих сферах, выявлены и продемонстрированы методы и цели подобного воздействия на примере некоммерческих организаций, финансируемых канадской стороной. Исследователь отметил, что страны Запада, в большинстве своём, не спешат раскошеливаться и вкладывать денежные средства в Вооружённые силы, тогда как финансирование действующих в России НКО осуществляется весьма щедро. Тем самым иностранные государства в противостоянии с нашей страной делают ставку на войну “мирными” средствами.

“Также отметим, что с помощью НКО, то есть мягкой силы, можно добиться эффекта аналогичного поражению противника в войне, но без издержек и разрушения своей и чужой инфраструктуры. И за гораздо меньшие деньги, чем страны НАТО тратят на оборону. И, наконец, главное. НКО занимают те ниши, из которых уходит государство. Зачастую НКО сами выдавливают государство из той или иной сферы деятельности, претендуя при этом на финансирование из госбюджета. Это тоже не случайность, а часть общей стратегии глобализации, когда роль национального государства сведена к минимуму. А разнообразные НКО контролируют почти все сферы жизни общества. Кто при этом контролирует эти сетевые глобальные структуры из НКО, тот и является реальным хозяином мира. Остающимся в тени” - отметил Карев.

Отдельно был рассмотрен вопрос работы агентов иностранного влияния в сегменте русскоязычного интернета в подростковой среде, и вовлечение несовершеннолетних в деструктивный политический процесс. В докладе Михаила Костенчука были приведены технологии манипулирования детьми, которые могут быть применены из любой точки мира. Это касается прежде всего так называемых “групп смерти”. Помимо этого, в работе были представлены примеры манипуляции со стороны блогеров и политиков, делающих себе имидж на теме борьбы с коррупцией и  вовлекающих детей и подростков в незаконные акции.

“Зачем нужны в политической деятельности дети? Они не могут участвовать в выборах, в организационно-политической деятельности на них тоже вряд ли можно реально положиться” - задаётся вопросом докладчик. “Это сразу напоминает о молодёжи, которая приняла активное участие в Евромайдане на Украине, во время беспорядков включалась в противодействие с полицией, а когда в ответ полицией была применена сила, мы услышали фразу, ставшую мемом: «Что вы делаете? Они же дети!». Эта тема была быстро подхвачена в зарубежных СМИ для выставления полиции как извергов, которые уничтожают свой народ. Чем это всё закончилось – мы все прекрасно видим”.

Евгения Шевченко представила доклад о негативных примерах патриотического воспитания на Украине (на примере организации «Пласт»), чтобы показать с чем мы можем столкнуться и в России, если настоящего патриотического воспитания молодежи у нас не будет.

Исследователь отметила, что в современной России патриотическое воспитание все понимают по-разному: кто-то спортивные мероприятиях называет патриотическим воспитанием молодежи, кто-то - военно-строевую подготовку, а кто-то лекции о героях великой отечественной войны”. При этом она рассказала, что в таких формах воспитания “зачастую отсутствует формирование общей картины мировоззрения и происходящего в реальности и это может привести к том, что столкнувшись с чуждой нам идеологией (например националистической или другой деструктивной идеологией), российские подростки ничего не смогут ей противопоставить, им не на что будет опереться в плане миропонимания”. “Это может привести к тому, что они сами могут попасть под влияние такой чуждой идеологии”, - подчеркнула она. Формирование правильного мировоззрения в современное время не может быть без изучения истории нашей страны, которая конечно должна быть очищена от разнообразных мифов и наветов, считает исследователь.

О практике патриотического воспитания молодежи доложили студенты исторического факультета Московского педагогического университета. Магистрант МПГУ Александр Глазков рассказал об особенностях педагогической работы с несовершеннолетними в сфере дополнительного образования (КДН, центры досуга, кружки, секции и пр.), которую он проводит с подростками (в том числе и с трудными) в районе Бирюлево Западное. _«Что походы, что военная подготовка, что занятия по истории, экскурсии — все до единого это является формой. А главное — это конкретное наполнение»_. Он отмечает, что в этой работе важно прививать детям патриотизм.

Глазков привел пример того, как в своей практике в Бирюлево Западное он занимается воспитательной деятельностью. После беспорядков в 2013 году «я когда шел работать – стирал с детьми свастику с окон». Грубой силой объяснить детям, чем плох национализм невозможно. Это можно сделать только «на основе общей нашей истории, истории строительства нашей Родины». Любую кружковую деятельность можно и нужно делать не для галочки, а насыщать человеческим содержанием, подвел итог педагог.

Педагог, стажер ОМВД «Бирюлёво Западное» Анастасия Золоторёва в ходе научно-практической конференции отметила, что необходимо изучать опыт советской педагогики разных периодов. В частности, был затронут опыт  20-30-х годов, когда власть активно занималась решением проблемы беспризорности и безнадзорности детей. К такой работе подключались не только педагоги, но и сотрудники органов внутренних дел, врачи, пожарные: «Устраивались различные детские кружки, ремесленные школы. Именно тогда большой вклад в педагогику внесли такие специалисты, как Виктор Николаевич Сорока-Росинский, Антон Семенович  Макаренко. Эти люди готовы был отдаваться работе полностью. Их труды необходимо изучать».

Руководитель гражданско-патриотического клуба «Архистратиг», студент МПГУ Владислав Озадовский рассказал о практике патриотического воспитания молодежи в воскресной школе в районе Тропарево-Никулино. Он отметил, что, в то время как в современных школах педагоги фактически бесправны и рассматриваются лишь как поставщики услуг, именно патриотические клубы позволяют осуществлять воспитание детей. По его словам, ключевое значение в деле воспитания имеет следование ряду принципов. Такими принципами он считает, во-первых, веру в человека, в то, что каждый может осуществить восхождение, во-вторых, принцип коллективности и, наконец, ориентацию на воспитательный процесс и комплексное содержание воспитания. Озадовский отметил, что важное значение имеет правильное понимание существа патриотического воспитания. «Патриотизм – это любовь, выраженная в созидательном строительстве на благо своей Родины», - считает он и его товарищи. А пример, по его убеждению, надо брать с родной истории и истории отечественной педагогики, адаптируя ее к современным задачам.

Педагог с большим стажем работы, активист гражданского патриотического клуба «Братство народов» для детей Юрий Афанасьев поделился опытом борьбы с внедрением разрушительных норм и идеологий (гендера, толерантности, ювенальной юстиции и пр.). Он отметил, что во многих организациях, которые создавались для внедрения ювенальных технологий, процесс подобного внедрения наталкивался на сопротивление педагогов: «Я работал в организации „Дети улиц“ [организация упразднена в 2014 году - прим. ред.] — работа с трудными подростками. Она в своё время планировалась как ювенальная организация. Но надо понимать, что есть ещё и педагоги, которые там работают. И я могу вам сказать, что по ряду комиссий по работе с несовершеннолетними секретари комиссий просто не пропускали ювенальные технологии. Поэтому не нужно думать, если человек занят в данной сфере, его можно списывать со счетов. Люди по-разному относятся. В этом отношении ситуация несколько лучше, чем порой нам кажется».

Афанасьев также отметил, что современным педагогам не нужна помощь НКО. Основная проблема состоит в адаптации советских методик преподавания к современности. В то время как иностранные НКО обладают широким спектром образовательных методик и программ, внедрение которых, по мнению эксперта, будет разрушительным для российской системы образования и воспитания.

Игорь Моряков, РВС