Данная статья раскрывает механизмы реализации интереса — обеспечения рынка детей в угоду «платного родительства», через лазейки в законах, а порой прямого нарушения закона при передаче, а вернее сказать при учинении препятствий оформления родственной опеки в РФ.
Напомню, в Конвенции ООН о правах ребенка, прямо указывается о праве ребенка на семейные связи и не допустимости противозаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
В российском законодательстве в случаях, когда дети по тем или иным причинам остаются без попечения родителей, законом закреплено преимущественное право опеки за близкими родственниками, а именно:
п. 5 ст. 10 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015):
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
п. 1 ст. 123 СК. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья настоящего Кодекса).
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
п. 2 ст. 146 СК. Опекуны (попечители) детей:
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Также российским законом закреплено право предоставления предварительной родственной опеки на срок 6 месяцев.
Ст. 12 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве». Предварительные опека и попечительство:
- В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).
- Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни…
Изучая случаи отказа близким родственникам в опеке, выявлены типичные нарушения со стороны органов опеки, п. 5 ст. 10 ФЗ 48.
Официальные причины отказа в родственной опеке:
В практике нередко встречаются случаи отказа близким родственникам в опеке, в частности бабушкам из-за наличия в их истории жизни судимостей за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, по таким статьям как ст. 116 — побои, ч. 1 ст. 318 — применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия; 213 — хулиганство.
Пример из жизни — женщина получает судимость по ст. 116 за то, что заступилась за свою несовершеннолетнюю дочь, которой разбил губу до крови одноклассник, занимающийся в секции дзю-до. Мать в порыве прибегает к мальчику и ударяет его по лицу, в итоге у мальчика синяк, а у нее судимость, из-за которой в будущем ей отказывают в опеке над внучкой.
А вместе с тем с января 2014 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П Конституционный Суд сформулировал правовую позицию относительно допустимых пределов ограничения права на усыновление лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, а позже в мае 2014 Определением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О указал, что данная правовая позиция применима и к регулированию ст. 146 СК РФ для кандидатов в опекуны. Таким образом, органы опеки применяют избыточные меры, отказывая в опеке близким родственникам в отношении родных несовершеннолетних, что также противоречит здравому смыслу и человеческим принципам.
Отсюда вытекает еще одно противоречие здравому смыслу: при отказе родным бабушкам в опеке, нарушаются права несовершеннолетних родителей (п. 1 ст. 62 СК РФ), когда таковые имеются.
СК РФ, Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Новая редакция: 2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)
Прежняя редакция: До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
Если рассуждать в прежней редакции ст. 62, когда ребенку может быть назначен опекун, то бабушке не нужно оформлять опеку на малыша, т. к. она — бабушка, — является законным представителем своей несовершеннолетней дочери, которая родила ребенка.
Новая редакция ст. 62 СК с одной стороны позволяет малолетней матери жить с младенцем и участвовать в его воспитании (ст. 62 ч. 1), а с другой стороны требует назначить младенцу опекуна (ст. 62 ч. 2). Последнее требование оказывается практически не исполнимым (ведь опекун должен жить и с младенцем, и с его мамой), и излишним, так как подросток и так не живет без законных представителей. По своей правовой сути это требование отстраняет законного представителя несовершеннолетнего родителя (например, бабушку малолетнего ребенка) от его прав и обязанностей по представлению интересов несовершеннолетнего, в данном случае по осуществлению родительских прав несовершеннолетнего.
В нашем случае бабушке отказывают в опекунстве из-за мелких уже погашенных судимостей. Семью разрушают, ребенка кидают в приют, маму с бабушкой — «за борт». На основании чего? На основании того, что при визите опеки в квартиру, мама была в школе, а с ребенком находилась родная бабушка — это классифицируется, как «остался без попечения родителей», ребенок изымается. Тут волей неволей задумываешься, что кому-то это надо? И для чего это надо? И что было бы, если бы не вмешалась общественность? Куда бы делся ребенок? Может он уже ушел бы в приемную семью? И еще главное, кто-то думает про маленького ребенка, что происходит с ним, он виноват лишь в том, что он родился у несовершеннолетней матери?
Следующее типичное препятствие — это отказ в приеме заявления на опекунство из-за состояния здоровья или возраста потенциального опекуна.
Нарушение ст. 146 СК Опекуны (попечители) детей и Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью».
Вот ситуация — семья, несовершеннолетний находится под опекой дедушки, проживают также совместно с бабушкой. В семье случается несчастье, умирает дедушка. Бабушка является инвалидом III группы, что не может быть поводом для отказа в опеке. Однако, заявление от бабушки в оформлении опекунства местная опека не принимает, ссылаясь на то, что все равно бабушка опеку над ребенком не получит и инициирует процесс изъятия ребенка из семьи. Вмешивается общественность, СМИ, адвокаты, ребенка удается оставить в семье, а бабушке предоставить опеку.
Или, мать становится инвалидом I группы, судом по состоянию здоровья ее ограничивают в родительских правах. У бабушки не принимают заявление, аргументируя тем, что ей 70 лет и опеку ей не дадут. В итоге пятилетний ребенок за 2 года сменил 3 приемные семьи. Поражает настойчивость органов опеки в желании непременно передать ребенка в приемную семью, нежели пойти на встречу, посодействовать родной семье и оформить опеку на родную бабушку. Может здесь скрывается чей-то интерес? А ситуации в свою очередь, как было уже отмечено — типичные.
Вот еще одно типичное нарушение — временная утрата трудоспособности близкого родственника, кандидата в опекуны. По этой причине близкий родственник не успевает собрать весь пакет документов для оформления опеки над внуками.
Пример. В семье оба родителя, отца и мать по очереди лишают родительских прав, внучка проживала до лишения матери родительских прав вместе с мамой и бабушкой, и фактически бабушка уже давно занималась воспитанием внучки (8 лет). На момент лишения матери родительских прав бабушка (54 года) временно теряет трудоспособность из-за перелома ноги, в связи с этим не успевает в срок собрать все необходимые документы, также на этот момент бабушка не успевает получить на руки решение суда по выписке из квартиры, лишенной родительских прав матери. И опека, применяя формальный подход, отказывает бабушке в опеке. И очень быстро буквально в три дня передает ребенка в чужую семью.
В таких случаях, помимо вышеуказанных нарушений норм ст. 146 СК и Постановления № 117, п. 5 ст. 10 ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве», не была оказана помощь в сборе необходимых документов (в частности самостоятельный запрос документов), предусмотренная п. 5 ПРАВИЛ ПОДБОРА, УЧЕТА И ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, принятых Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Еще подобный пример. Бабушка 4 раза обращалась с заявлением об оформлении опеки над внуком, препятствием была регистрация матери ребенка в квартире бабушки, вопрос выписки матери из квартиры решался в судебном порядке. Орган опеки, зная о намерениях бабушки, не дожидаясь решения суда о выписке матери из жилплощади, противореча интересам ребенка, спешно передает малыша в приемную семью. Когда знакомишься с материалами подобных дел, волосы встают на голове дыбом от того беспредела, который порой чинят некоторые сотрудники системы опеки и попечительства. Здесь явно усматривается интерес передачи именно в приемную семью, под возмездную (платную) опеку.
Следующий повод отказа близким родственникам в опеке — это стесненные или плохие условия жилья.
Вот пример, бабушке отказывают в опеке над двумя внучками, потому что в доме временно нет отопления, причем не по вине бабушки, и в доме пользуются электрообогревателем. Также у бабушки не будет хватать средств на обеспечение детей, т.к. она вынуждена будет оставить свою работу и жить только на пенсию (дети маленькие 3,5 и 2 года). А почему опека не учитывает возможность получения ежемесячных пособий на каждого ребенка, гарантированные п. 3 ст. 148 СК. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) — Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Кстати, в Московской области, где проживает данная семья, на детей в таких случаях предусмотрены пособия в зависимости от возраста в 11,5 и 9,5 тыс. рублей, а в среднем по стране 8–9 тысяч рублей в месяц. И все равно принимается решение отказать родной бабушке в опеке, в пользу чужих людей, которые будут получать зарплату за воспитание детей.
Среди типичных нарушений при передаче детей под опеку близким родственникам выявлен фактор передачи детей на иностранное усыновление.
Еще пример, две сестры 5 и 7 лет, мать лишили родительских прав, родной дядя написал заявление о желании взять под опеку своих племянниц, но опека ему отказала, мотивировав тем, что у него недостаточно хорошие бытовые условия: он живет в однокомнатной квартире с женой и ребенком. Совершенно непонятно, почему опека решила, что наличие лишних квадратных метров для сирот важнее, чем связь с единственным родным человеком в их жизни? Позже выяснилось, что детей готовят на иностранное усыновление в Италию. В связи с этим опека отказала в усыновлении этих девочек еще одной российской семье. Только после вмешательства общественников и СМИ, дети смогли остаться в России, позже их приняла к себе семья из Москвы. Вот опять прослеживается недвусмысленный мотив со стороны органов опеки.
Выводы:
Как уже было сказано ранее в 75% случаев нарушаются права родственников при передаче детей под родственную опеку, и происходят это с нарушениями прав близких родственников, самих детей (ст. 54, 55 СК), т.е это те ситуации, когда дети должны были остаться в родной семье под опекой своих родственников. Происходит это в обход законодательства, прямого нарушения закона, противореча здравому смыслу и человеческим принципам.
Пути решения:
Стратегические: Сложившуюся порочную практику игнорирования родственной опеки, равно как и других практик, позволяющих существовать рынку детей, можно менять только через смену вектора семейной политики, исключив материальный, финансовый интерес, подогревающий рынок детей. Основным приоритетом должно стать действительное сохранение родной семьи, поддержка родной семьи, обеспечение опорных точек развития и укрепления российской семьи.
Законодательные:
1. Следует законодательно обеспечить приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, их родственникам. На текущий момент закон не обязывает органы опеки обратиться к родственникам и предложить им принять на себя опеку, если родственники сами не узнали о ситуации и не подали заявление. Закон дает право, но не обязывает органы опеки назначить над ребёнком предварительную опеку при наличии такой возможности. Нужно исправить указанные недостатки, направив закон на укрепление приоритета родственного устройства детей, необходимость назначения предварительной опеки после утраты ребенком попечения, прописывая приоритет и порядок обращения к родственникам, позволяющий во многих случаях избежать травмирующей психику ребенка фактической передачи детей в организацию или чужим людям.
2. Нужно уточнить положение малолетних родителей (поправки в ст. 62 СК), предотвратив разлуку малолетней матери с младенцем, чтобы заботу о младенце принимали вместе с малолетней мамой ее законные представители (как правило, родители), а не чужие люди. Следует устранить внутреннее противоречие с уже содержащимся в статье 62 СК принципом, что родительские права (как и гражданские права при неполной дееспособности в силу возраста — ст. 26 Гражданского кодекса РФ), осуществляются родившей мамой не самостоятельно, но при помощи ее законного представителя — родителя или организации.
3. Внести поправки в ст. 146 СК с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П и Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О о допустимых пределах ограничения права на установление опеки и попечительства лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести.
Екатерина Забачева, РВС