Наследие Макаренко глазами американского профессора

13 марта исполняется 130 лет со дня рождения великого советского педагога Антона Семёновича Макаренко
 
 
Имя Антона Семёновича Макаренко даже и сегодня известно многим нашим согражданам. Но было время, когда его имя знал, наверное, каждый советский человек. Сейчас, когда вопросам воспитания не уделяется должного внимания, когда воспитательная роль снята и со школы, и, фактически, с детского сада, скорее удивительно, что о Макаренко тем не менее помнят. Однако было время, когда воспитание подрастающего поколения являлось одной из главных забот общества.
 
Понять, какую роль играло в СССР наследие Макаренко, сегодня помогает взгляд со стороны. Американский психолог, профессор Корнелльского университета Ури Бронфенбреннер, с 1960-го года неоднократно посещавший СССР, изложил свой опыт в книге «Два мира детства». Но сперва надо сказать пару слов о том, как американский учёный оказался со своей миссией в Советском Союзе.
 
Тому виной был первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР. Трудно передать потрясение, которое испытала американская нация от осознания того, что кто-то смог их обойти. Знаменитый писатель Стивен Кинг, которому в 1957 году было 10 лет, пишет, что это был день, когда он впервые «пережил ужас — подлинный ужас, а не встречу с демонами или призраками, живущими в моем воображении...».
 
О запуске русского спутника он узнал в кинотеатре. Просмотр фильма был прерван и директор кинотеатра объявил трагическую новость. Полный кинотеатр детишек, также как и юный Стивен пришедших посмотреть фильм про нападение пришельцев из космоса, воспринял известие гробовым молчанием. Для них это стало шоком. Что уж говорить о взрослых американцах!
 
США отреагировали на угрозу потери лидерства десантом американских учёных, которые приехали в СССР, чтобы изучать советский опыт воспитания и обучения молодых специалистов. Что же открыли в СССР американские эксперты? Выяснилось, что Советский Союз опережает США в деле подготовки инженеров и учёных: наши ВУЗы тогда выпускали больше специалистов, чем американские.
 
Ну а Бронфенбреннер открыл у нас Макаренко. Описывая, как обстоят дела с воспитанием в Советском Союзе, он называет произведение Макаренко «Книга для родителей» «одной из наиболее авторитетных советских работ в области воспитания». По свидетельству Бронфенбреннера, «А. С. Макаренко был выдающимся педагогом, чьи методы стали основой коллективного воспитания, практикуемого ныне во всех советских детских учреждениях, в работе с молодежью».
 
Отмечая авторитет Макаренко, Бронфенбреннер пишет, что «книги А. С. Макаренко читают не только в Советском Союзе, но и во всех социалистических странах. Наиболее значительные произведения Макаренко были опубликованы в 1940–1950 гг. и в крупных капиталистических странах...».
 
Исключением были сами США, где книги Макаренко стали издаваться только с 1967 года под редакцией самого Бронфенбреннера. Что касается СССР 60-х годов, то, по мнению американского психолога, было практически невозможно найти в СССР «руководство для родителей, учителей и молодежи, которое бы не опиралось на теорию и методы Макаренко — основу советского воспитания».
 
Таким образом, труды Макаренко стали одним из самых важных слагаемых успеха СССР в соревновании с Соединёнными Штатами — вот мнение американского профессора, специально изучавшего нашу страну, чтобы найти источник сил для того невероятного рывка, который сделал Советский Союз после тяжелейшей войны.
 
Сегодня, когда новая холодная война стала несомненной реальностью, необходим новый рывок, для которого нужно большое количество высококлассных специалистов — и патриотов.
 
На что же ещё мы можем опереться, как не на наследие патриота и педагога, величие которого было признано, в том числе нашими геополитическими противниками. Они не постеснялись опереться на чужой опыт — и выстояли в гонке. Пора и нам прекратить бездумно копировать чужой, далеко не самый успешный опыт и вернуться к собственному наследию, переосмысливая и развивая его.
 
Владимир Васильев, РВС