Американские психологи в очередной раз поражают научный мир: оказывается, одинокие люди ведут более насыщенную социальную жизнь, чем семейные.
Доклад был представлен на 124-й конференции Американской психологической ассоциации. Ученая дама из Калифорнийского университета Белла Де Пауло рассказала об исследованиях, посвящённых сравнению социального поведения одиноких лиц и тех, кто состоит в зарегистрированном браке.
По ее словам, одиночки имеют обостренное чувство самоопределения и склонны испытывать «ощущение постоянного роста и развития как личности» (“a sense of continued growth and development as a person”). Они, в отличие от женатых, более самодостаточны, реже испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, холостяки часто ценят свою работу больше, чем семейные.
Исследования показали также, что одинокие люди сильнее связаны с родителями, братьями, сёстрами, друзьями, соседями и коллегами. Де Пауло сообщила: «Когда люди женятся, они становятся более замкнутыми» ("When people marry, they become more insular").
«Боязнь одиночества может скрывать глубокие преимущества одиночества» ("The preoccupation with the perils of loneliness can obscure the profound benefits of solitude"), сообщает Де Пауло. «Настало время более точного анализа одинокой жизни одиноких людей, признания их сильных сторон и способностей и определения, что именно делает их жизнь такой содержательной» ("It is time for a more accurate portrayal of single people and single life - one thatrecognizes the real strengths and resilience of people who are single, and what makes their lives so meaningful").
По данным Министерства труда США, в 2014 году в стране насчитывалось 124,6 миллиона неженатых американцев старше 16 лет, что составляет 50,2% взрослого населения страны. Для сравнения, в 1976 году одиночки составляли только 37,4%.
Источники: РИА Новости, EurekAlert!
Какой вывод напрашивается из данного исследования? В США уже половина населения не желает связывать себя узами брака. Поэтому это явление надо научно обосновать, чем и занимается Белла Де Пауло. Она говорит прямо: не бойтесь одиночества, в нём скрываются глубокие преимущества. Таким образом, со стороны психологов осуществляется «научный наезд» на семью и брак.
В этой связи вспоминается знаменитое голосование американской психиатрической организации (АПА) в 1973 году, большинством голосов исключившее гомосексуализм из списка заболеваний. С тех пор ЛГБТ-сообщество добилось значительных преференций – таких, что сейчас наступило время, когда «все люди равны, но ЛГБТ равнее». Ключевой научной работой для решения вопроса стало исследование Эвелин Хукер, опубликованное в 1957 году, которая сравнила группы адаптированных в обществе гомосексуалов и гетеросексуалов. Она обнаружила, что в психическом состоянии обеих групп не удаётся обнаружить значительной разницы.
Белла Де Пауло тоже просто исследует «преимущества одинокого образа жизни». Зачем жениться, плодиться и размножаться, если одиночки склонны испытывать «ощущение постоянного роста и развития как личности», а женатые, напротив, чаще испытывают отрицательные эмоции?
Всё в парадигме мальтузианской концепции. Томас Мальтус утверждал, что численность людей увеличивается в геометрической, а средства для существования в арифметической прогрессии. Идейными наследниками Мальтуса являются авторы доклада «Пределы роста» и связанной с ним концепцией устойчивого развития. Доклад «Пределы роста» был результатом исследования, выполненного отделом системной динамики в Слоуновской школе менеджмента Массачусетского технологического института в 1970-1972 году. Заказчиком доклада выступила неправительственная организация «Римский клуб».
В ходе работы авторы пришли к следующим выводам:
1. Если существующие на настоящий момент темпы роста населения, промышленного производства, загрязнения среды, производства продовольствия и истощения ресурсов не изменятся, то уже в начале следующего века человечество подойдет к пределам роста.
2. Наиболее вероятным результатом будет резкое падение численности населения и промышленного производства.
3. Имеется возможность изменить эти тенденции путем перехода в состояние глобального равновесия, которое можно спроектировать таким образом, чтобы каждый человек на Земле мог удовлетворить основные материальные потребности и реализовать свой индивидуальный потенциал.
4. Если люди всего мира решат бороться за переход к состоянию глобального равновесия, то чем скорее этот переход будет осуществлен, тем больше шансов на успех будет у людей.
Альтернативой росту и последующему краху может стать переход к глобальному равновесию. Основная идея разработанной авторами доклада концепции глобального равновесия (или концепции нулевого роста) заключается в сведении темпов роста населения и производства к уровню простого воспроизводства людей и техники.
Для перехода к глобальному равновесию необходимо:
1. Сократить средний размер семьи до двух детей.
2. Сохранить средний подушевой выпуск продукции на уровне 1975 года.
3. Разработать новые методы вторичной переработки отходов и ввести их в действие.
4. Разработать способы использования в качестве энергии естественной солнечной радиации.
В дальнейшем Римский клуб опубликовал еще более 10 докладов, которые были посвящены отдельным аспектам мировой проблематики и возможным путям решения той или иной глобальной проблемы.
Таким образом, Римский клуб сыграл важную роль в формировании современных взглядов на рост и развитие, ( в том числе концепции устойчивого развития).
В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Целью работы комиссии был назван поиск принципов мирового развития, на основе которых могли бы предприниматься совместные международные действия. Таким принципом мирового развития и стала концепция устойчивого развития, основные постулаты которой были опубликованы в 1987 году в докладе МКОСР «Наше общее будущее». Концепция была призвана сгладить противоречия между экономикой и экологией, блокировать негативные эффекты научно-технических «прорывов».
По определению МКОСР, устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
МКОСР определила следующие основные задачи устойчивого развития.
1. Оживление процессов роста. Необходимо поднять экономический рост на душу населения до 5-6% в год в развивающихся странах и до 3-4% в год в развитых, при условии, что последние перейдут на ресурсосберегающие технологии.
2. Изменение качества роста, то есть переход к более справедливому распределению прибыли, а также качественный переход к менее ресурсоемким технологиям. Экономический рост не должен подрывать способность экосистем к воспроизводству, По мнению авторов концепции, необходимо заменить количественный рост экономики ее качественным развитием.
3. Удовлетворение основных потребностей всех жителей Земли. МКОСР признала основными потребностями занятость, продовольствие, энергию, жилье, водоснабжение, санитарное обеспечение, образование и здравоохранение. Одной из основных задач человечества является создание такой экономической системы, чтобы каждый человек мог удовлетворить эти потребности.
4. Обеспечение устойчивого уровня численности населения, то есть такого уровня, который соответствовал бы производительной способности экосистем.
5. Сохранение и укрепление ресурсной базы.
6. Переориентация технологий и предупреждение возникновения кризисов.
7. Соединение экологических и экономических аспектов при принятии решений. При устойчивом развитии экономический рост не должен провоцировать экологические проблемы.
Это основные идеи Концепции устойчивого развития. Именно отношения между всемирной экологической и экономической системами рассматривались авторами как наиболее значимая проблема в современном мире. Председатель МКОСР Г.Х.Брундтланд заявила по этому поводу, что экология и экономика все больше переплетаются между собой, формируя сложный комплекс причинно-следственных связей, и что в наши дни необходимо ускоренное развитие экологических связей стран мира.
В Концепции устойчивого развития замечательно всё, особенно её невыполнимость. Развитие по определению не может быть устойчивым. Либо развитие – либо устойчивость.
Но важно «прокукарекать» за всё хорошее. А потом можно выполнять концепцию по пунктам так, как считаешь нужным.
Вот и идёт ограничение роста населения (пункт 4) всеми возможными и невозможным способами. Например, пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации (в однополых браках дети не рождаются), пропагандой одиночества (без семьи сложнее обзавестись детьми), пропагандой «чайлд-фри». И прочая, и прочая, и прочая...
Так что доклад Беллы Де Пауло может иметь ДАЛЕКО идущие последствия…
Давайте разберём, ПРОТИВ ЧЕГО направлены работы Беллы Де Пауло и другие подобного рода исследования. То есть попробуем дать научное определение традиционной семье (благо психологи и социологи давно разобрали институт семьи по косточкам):
«Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными.
Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций и их иерархия».
«Социологи традиционно рассматривают семью как социальный институт, члены которого связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях».
«Социальный институт семьи играет ведущую роль в развитии человеческого общества, которое имеет семейно-родовую организацию с незапамятных времен.
Семья активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям навыков, т.е. является одним из факторов, обеспечивающих преемственность, и, следовательно, прогресс в развитии общества.
Семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, семейная солидарность, уважение и любовь детей к родителям.
Семья, пожалуй, главное месторождение горя или счастья в нашей жизни. У нее уникальная психологическая основа – союз трех любовей: супружеской, родительской и детской. Можно сделать блестящую профессиональную карьеру, устроить быт и без семьи, вырастить ребенка без мужа, но счастливым человек себя не чувствует.
Семья в нашем сложном, динамичном современном мире является тем психологическим убежищем, где человек получает любовь, поддержку, эмоциональную подпитку, стабилизируется физически и духовно».
Но!
«Налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью».
«Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.
Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и даже полноценным потребителем».
Таким образом, более насыщенная социальная жизнь холостяков, о которой говорят британские и американские учёные, является психологическим ответом на отсутствие семьи. Кстати, известный голливудский актер, миллионер, заядлый холостяк, красавчик, любимец женщин и зрителей Джордж Клуни, фотография которого приведена в начале поста, страдает от одиночества.
Ирина Бынина, РВС.