За ложью в рекламе мы, кажется, перестали замечать ложь вообще...
Беби-бокс — или иначе ящик для подкидывания детей — обычно вызывает такую первую реакцию: «Если он хоть кого-то спасает, то пусть стоит». Но одновременно закрадываются смутные подозрения. Когда первые эмоции стихают, выясняется, что беби-бокс никого не спасает, а только удовлетворяет спрос на неучтённых младенцев. В итоге приходишь к выводу: «Это негодное средство».
Когда попадаешься на какую-то уловку, задаёшься вопросом: «Почему я позволил себя обмануть?» Поэтому предлагаю еще раз посмотреть на этот ящик «открытым взглядом». Оглядываясь назад, очень часто видим, что уже «первый взгляд» примечает какие-то странности. Вот некоторые из таких странностей видим прямо на самом «окне».
1. «Дай своему ребенку шанс на жизнь»
Вот что написано на самом беби-боксе: «Дай своему ребенку шанс на жизнь». Это к кому обращаются? Разве там где-то перед этим есть фраза: «Если вы собираетесь избавиться от ребенка, не проходите мимо»? Нет. Идеологи этого адского «окна» имеют смелость обращаться сразу ко всем.
Вот вы — молодая мать в трудных жизненных обстоятельствах. Представьте: вы выходите с ребёнком из роддома и задумываетесь, как будете жить дальше. К вам подходят неизвестные с алчными глазами и с красивой коробкой в руках и говорят: «Дай своему ребенку шанс на жизнь! Дай шанс! Ты что, не хочешь дать своему ребенку шанс на жизнь? Ну-ка, обдумай свое решение!». Вы такое себе можете представить?
А вот Елену Котову с беби-боксом — представить можно. Она — на правах рекламы. Ее «реклама» тихо торчит из стены, тихо смущает и как бы никого не трогает.
Реклама напитков для утоления жажды прошла свой трудный путь рыночной конкуренции. Ее закономерный результат: «Не дай себе засохнуть!», — и даже: «Живи жаждой!». Тот же принцип добрался и до детей. На ящике, якобы предназначенном для «спасения детей от помойки», нарушающем все современные права ребенка и нормы заботы о нём (от права на имя до системной охраны жизни), написано: «Дай своему ребенку шанс на жизнь». Именно «своему», то есть вашему.
Эффективная реклама должна «бить по площадям», а не по узким целевым аудиториям. Поэтому она и обращается ко всем, а не к целевым группам. Если разобраться, то к целевым группам она обратиться и не может: тем, кто убивает новорожденных, и сами ящики, и надписи на них глубоко безразличны.
Могли ли авторы этих «ящиков» сделать вверху поясняющую надпись типа: «Если вы хотите убить ребенка»? Думаю, нет. Они этого не только не хотели, но и вряд ли бы могли. Если бы они только попытались что-то сформулировать на эту тему, вместо смутных подозрений появилось бы уже явное отвращение. А может быть, кто-то даже сказал бы, что это реклама убийства. И был бы прав. В любом случае, «улов» был бы меньше: матери сразу бы понимали, что это не облегченная версия родной семьи, а улучшенная версия помойки. Помойки в шаговой доступности.
«Дай своему ребенку шанс на жизнь»... Ящик предлагает вашему ребенку шанс на что? Написано: «На жизнь». На самом деле, как мать, через этот ящик вы ему даете шанс на смерть. Право на смерть в безвестности. Право стать материалом (учтённым или неучтённым) в руках работников мед. организации или иных «аффилированных лиц». И это основной пункт общественной, ооновской и астаховской критики этих ящиков.
Получается то же, что и в слогане: «Не дай себе засохнуть». Без этого напитка, конечно, вы бы обязательно засохли.
Говорят, что эти напитки, из лучших коммерческих побуждений, делаются не для утоления жажды, а для ее усиления. Не знаю, сколь это достоверно. Возможно, еще никому не приходило в голову потратить время на то, чтобы точно выяснить, так это или не так. Но уже известно, что основные «клиенты» беби-боксов — это те, кто ребенка ни за что бы не выбросили, а также, что лоббисты беби-боксов имеют коммерческий интерес и связи с ЛГБТ и ювеналами.
Простые рыночные законы сказываются не только на продукте, но и на его рекламе. Вот и получаются такие слоганы.
Следующим шагом в рекламе напитков было: «Живи жаждой». Здесь тоже легко предсказать следующий ход: «Живи ящиком». «Планируй детей на ящик».
Считаю, что не только сами ящики, но и надпись: «Дай своему ребенку шанс на жизнь», имеют такое же отношение к спасению тех, о ком так «печётся» г-жа Котова, как рекламный слоган «Не дай себе засохнуть» к спасению умирающих от обезвоживания. А именно — никакого. И используется она только для создания благовидности и притупления критического восприятия.
2. Инструкция
Посмотрите на инструкцию по использованию бэби-бокса( ссылка на изображение). Картинка, показывающая порядок использованию ящика, — явная инструкция по пользованию мусоропроводом.
Самый главный шаг в ней, конечно, третий: не забудьте закрыть за собой дверцу «мусоропровода». Он источает потусторонний запах выброшенных детей. Пока тянется этот запах, ребенок еще не до конца «там», и «по ту сторону» его ещё нельзя использовать.
Например, через открытое окно вас могут увидеть, а это никак не входит в планы. В планы организаторов «беби-боксов» не входит ни поговорить с вами («Что вы делаете, ведь это же ваш кормилец в старости!»), ни запомнить ваше лицо (если вдруг вы потом передумаете и вернетесь). Нужна закрытая, безвозвратно запертая дверь. Нужна завершённая сделка.
Критикуя картинки на этих адских ящиках, я не буду говорить, как надо было бы придать им большую благовидность. Я считаю, что эти ящики ставить нельзя вообще, но если ставить, то единственное, что на них может быть изображено, это какой-нибудь новый значок в стиле «не влезай — убьёт» и надпись на тему «Оставь надежду всяк сюда входящий». Чтобы мать, не лишённая материнских чувств, не клала туда ребенка. Но даже с этой оговоркой ящики ставить всё равно нельзя, потому что они разрушительны для самой системы охраны жизни детей.
Вот, кстати, пример простого, без слёз и рюшечек, оформления ящика. Всё равно, конечно, гадость.
3. Шаговая доступность
Они хотят устанавливать свои ящики на каждом углу, в «шаговой доступности». Так нам всем «ненавязчиво» вбивают в голову, что это мы выбрасываем детей на помойку. Как будто мы только и делаем, что постоянно выбрасываем детей на помойки.
Я прошу прощения, но тех, кто выбрасывает детей на помойки, не 100%, а 0,005% (это если считать за всю жизнь, а если за год, то 0,00007%). Это при том, что даже «обычных» убийц раз в сто больше — примерно 0,7% за всю жизнь (0,01% в год).
Вот раньше как было: «Плывут пароходы — привет Мальчишу». Мальчиш теперь не в почёте. А вот представим, что эти ящики выставляются на всеобщее обозрение.
Играют дети:
— Давайте Ленку в ящик засунем! Там всё написано, как это делать. Он сделан специально для детей. Там прикольно, там даже кондиционер есть. — Привет тёзке Котовой!
Идут влюблённые:
— Давай, когда мы поженимся, мы не будем сюда ребенка сдавать. — Привет Лене Котовой!
Идут мать с ребёнком:
— Мама, а что это за дверца?
— Туда кладут ненужных детей.
— Как это — ненужных?
— Если ребенок не нужен, его убивают.
— Убивают?!
— Да, помни об этом. Это наша общая вина. Мы обязаны заботиться о тех, кого убивают такие же люди, как мы. — Поклон Лене Котовой.
P.S. Некоторые не верят, что к ящикам действительно прилагается инструкция в стиле мусоропровода. Вот фото самой Л. Котовой рядом с этой инструкцией. А вот это её фото рядом с инструкцией — прямо с её же официального сайта.