В Минпросвещения и Рособрнадзоре в очередной раз расписались в неспособности решить проблему с качеством школьного образования. Чиновники, увидев, что практика выявления школ с низкими образовательными результатами (ШНОР) не способствует его повышению, «инстинктивно» решили ужесточить бюрократические процедуры: если проверка знаний школьников не дает нужного результата, то нужно более жестко проверять компетенции учителей.
Между тем преподавателей и так всё время проверяют: это и аттестация каждые 5 лет, это и ВПР, которые тоже свидетельствуют о профессионализме/непрофессионализме учителей, это и различные курсы повышения квалификации с зачётными работами в конце, это и всякие тесты на знание предмета и методики преподавания, которые учителя (и воспитатели) проходят в рамках повышения своей квалификации, ещё некоторые учителя (выборочно) сдают экзамены в виде тестов (как предметники и классные руководители).
С другой стороны, проблема непрофессионализма учителей действительно есть. Зачастую молодые учителя недостаточно компетентны, не знают предмета и методики преподавания. Но как и кому проверять эти «компетенции» и не отпугнут ли эти проверки молодых специалистов, да и не только их? Если будет какая-то проверка со стороны, то где и как она будет проходить? Не будет ли возможность у учителей сфальсифицировать результаты? А если отдавать всё на откуп школам, администрации школ, то, возможно, где-то проверят добросовестно, а где-то формально, даже если сверху будут спущены критерии. При этом критерии - это тоже проблемный вопрос. Задания должны быть адекватными.
Вопрос о целесообразности проведения этих проверок очень сложный. Неумелыми действиями Минпросвещения может только вызвать раздражение у учителей и даже их отток из сферы образования. Самое главное, качество образования от таких действий точно не повысится.