В последние годы оживление неоязычества наблюдается и в Удмуртии.
Здесь можно выделить две линии: одна развивается в селе, где наблюдается преемственность с традиционными дохристианскими верованиями, которые никогда здесь полностью не исчезали; вторая более характерна для города, где местная интеллигенция фактически конструирует новую синтетическую религию для преодоления кризиса идентичности. Во втором случае речь идет о самовыражении удмуртского национализма, пытающегося противостоять православию как «религии угнетателей». Не случайно, что формирование удмуртского неоязычества тесно связано с деятельностью общества «Дэмен» («Сообщество»), ведущего свою историю с декабря 1989 г. и ставящего своей задачей защиту и возрождение удмуртской национальной культуры. Именно в недрах этого общества возникла неоязыческая община «Удмурт вось» («Удмуртское моление», закрывалась в 2010 году), была зарегистрирована Министерством юстиции Удмуртской Республики как самостоятельная организация 27 января 1994 г. Стратегия общины строится на возрождении языческих молений, что, по мысли ее лидеров, должно привести к консолидации удмуртской нации. Община концентрировала свою деятельность на проведении семинаров жрецов и организацию весенних народных праздников «Гуждор» и «Гербер».
С 1991 г. языческие лозунги получили и политическую окраску. Тогда на Первом съезде удмуртов была образована общественно-политическая организация «Удмурт кенеш» (Всеудмуртская ассоциация), в деятельности которой проявляются антирусские и антиправославные тенденции. В начале 1990-х гг. она развила бурную деятельность по консолидации национально-политических движений финских народов Поволжья. Одним из ее внутриполитических требований является «удмуртизация» республики. Однако поражение этой организации на выборах в удмуртский парламент в марте 1995 г. показывает, что ее радикализм не находит большой поддержки в народе. Более умеренной позиции придерживается молодежное движение «Шунды» (Солнце), которое, хотя и сочувствует язычеству, но признает и духовные ценности православия.
Первым торо (жрецом) удмуртской языческой общины был избран народный художник Удмуртии С.Н. Виноградов, а его заместителем – писатель Ф.П. Пукроков. Первый общереспубликанский праздник «Гербер» был проведен в дер. Кузебаево Алнашского района в 1992 г. С тех пор он проводится ежегодно в июне, т. е. после пахоты, в различных деревнях Удмуртии и включает ритуальное моление «Бусы сюан» (Свадьба поля) с обязательным жертвоприношением барана. С 1992 года «Гербер» отмечается в Удмуртии как общереспубликанский праздник. С 2010 года принято решение проводить праздник на территории Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай».
В последнее время энтузиасты стараются создать в г. Ижевске Центр духовной культуры удмуртов. Участок, выбранный для него, по своим ландшафтным особенностям отвечает потребностям традиционных удмуртских ритуалов. Центр будет включать храм с Ин юбо (ритуальным Небесным столбом), учебно-гостиничный комплекс и религиозно-обрядовую зону со Священной Рощей, Священным Лугом и Акташь Вось – участком с камнями и родниками. Проект всего комплекса был разработан АО института «Удмуртгражданпроект» и был принят общиной «Удмурт вось».
Вся эта деятельность характерна прежде всего для городской интеллигенции, которая использует для своих целей все возможные ресурсы – как традиционные (остатки традиционных верований), так и новые (в частности, пришедший с Запада кришнаизм. Достаточно упомянуть, что в Удмуртии сейчас действует «Общество сознания Кришны» и «Бхагават-Гита» переводится на удмуртский язык). В риторике этих неоязычников присутствуют и антисемитские нотки – христианство объявляется еврейской религией, созданной для закабаления коренных народов. В этом удмуртские неоязычники на удивление полностью повторяют русских, хотя в местных русских националистических организациях распространяется идея о некой мифической угрозе русским со стороны «вотяков».
Для удмуртов вся эта деятельность означает «возвращение» к исконной «природной» духовности, идущей от далеких предков. Некоторые полагают, что именно языческая вера и языческие ценности помогут народу преодолеть нынешние невзгоды. Энтузиасты видят в язычестве основу для гармоничных взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Они ищут опору в этнографии и обращаются к ученым, чтобы те научили их традиционным молениям. Впрочем, основная масса удмуртов слабо затронута этими новыми веяниями. По данным массового социологического обследования 1979-1980 гг., древнеудмуртской языческой религии придерживались до 4% верующих удмуртов как в городе, так и в селе. Православная церковь проклинает деятельность язычников.
Справочно:
Удму́рт кене́ш (удм. Удмуртский совет) — национально-культурное объединение, одна из наиболее длительно действующих удмуртских этнически ориентированных общественных организаций (с 1991 г.). Ассоциированными членами ассоциации «Удмурт кенеш» являются такие удмуртские национально-культурные объединения, как региональное общественное движение «Общество удмуртской культуры «Дэмен»», Республиканский Совет женщин-удмурток, удмуртская молодёжная общественная организация «Шунды», а также национально-культурные объединения удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии.
Руководство ассоциации находится в городе Ижевске.
Миссия — возрождение этнического самосознания удмуртов, активное содействие деятельности, направленной на повышение статуса удмуртского языка, практическая реализация традиций удмуртского национального самоуправления.
Источники:
Не только молитвы. Взаимодействие церквей, власти, общества.
Неоязычество на просторах Евразии [Сборник статей]
К.И.Куликов, Л.С.Христолюбова. Этнополитическая ситуация в Удмуртской республике в 1993 г. // Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. Т.2. Выборы - 93. Москва, 1995. С.154-155.
С.Филатов, А.Щипков. Язычество. С.275.
В.Е.Владыкин, А.Е.Загребин. Неоязычество в контексте современной религиозной ситуации в Удмуртии.
Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал).
Любовь Незнамова, РВС.