Неужели дистанционное обучение – абсолютное зло?


Педагог-психолог Свеженцева А.Г. прокомментировала болезненную для всего общества ситуацию с применением дистанционных технологий в общеобразовательной средней школе.

2020 год стал серьезным испытанием для семей с детьми школьного возраста. Дистанционное обучение, вначале воспринятое как возможность отдохнуть от школьной рутины и нагрузок, на практике обернулось значительными проблемами.

Система образования оказалась не готовой к обучению «в удаленном формате», как в техническом, так и технологическом плане, что проявилось в хронических перегрузках педагогов, снижением уровня успеваемости у детей, падением их учебной мотивации. Родители, проявляя закономерную озабоченность ситуацией, усилили давление на детей, что не лучшим образом повлияло на отношения в семье. А еще стремительно возникающие пробелы в знаниях по разным предметам! Что делать родителям? Срочно получать педагогическое образование по нужному направлению? И где вообще найти время и силы на все?

Неужели дистанционное обучение – абсолютное зло, создающее стресс для всех его участников?

Вспомним слова известного врача древности Парацельса: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Дистанционное обучение – хорошая помощь семье длительно болеющего школьника или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Да, такое обучение разумно и целесообразно в ограниченной по времени ситуации реальной эпидемиологической опасности, тем более что мир становится все менее предсказуемым по разным параметрам.

Однако, на мой взгляд, обучение «в удаленном формате» не может быть основным форматом обучения, потому что обучение в школе – это не только передача знаний, умений и навыков (сколько копий уже полетело в сторону знаниевого подхода, но он, тем не менее, жив и здравствует в современной школе). Обучение в  школе – это еще и воспитание личности Ученика, которое может быть осуществлено только в процессе живого и непосредственного общения с личностью Учителя. Причем, не столько с указаниями и совсем уже не с критикой и замечаниями, а с тактичным и мудрым сопровождением на пути между детством и взрослостью. Это и бесценный процесс позиционирования ребенка в мире, где он учится играть роли, либо противостоять им. Упустишь время в школьном детстве – во взрослом состоянии не компенсируешь даже парой дипломов.

И все же есть определенные периоды в учебной жизни, когда присутствие компетентного Наставника критично важно: в начале школьной биографии, когда первоклассник только постигает азы познания, и на ее завершающем этапе, перед выпускными экзаменами, когда все полученное за долгие годы нужно разложить по полочкам и систематизировать. Здесь – только очно и со всей серьезностью!

Дистанционное обучение обнажило общие проблемы семьи и школы, что, безусловно, делает их не врагами, а соратниками. Оказывается, наши дети, в своем большинстве не умеют расставлять приоритеты и распределять время, не очень хотят брать на себя ответственность за результаты труда, а то и вовсе трудиться до победного конца. Так, получается, это мы, взрослые (и педагоги, и родители) их этому не научили: сверх-контролировали, опекали, принуждали, не вникали в то, что им действительно интересно, не считали необходимым строить с детьми партнерские отношения, где каждый несет свою долю ответственности.

Но это, повторюсь, общие проблемы, а, значит, и задачи семьи и школы, решение которых невозможно без конструктивного диалога. Родитель, даже самый ответственный и заинтересованный, все-таки не сможет решить их самостоятельно. Да, вероятно, и не должен, пока существует всеобщее, обязательное, доступное и бесплатное общее образование.