Нейросеть ВКонтакте. Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
В конце августа социальная сеть «ВКонтакте» сообщила о начале тестирования нейросети для борьбы с языком вражды. На первый взгляд, ничего серьезного — кто сегодня из крупных соцсетей этим не занимается? Однако давайте разберемся.
Заявлена цель борьбы с «языком вражды» (звучит уже достаточно страшно), и все мы прекрасно представляем, в какие жуткие бои порой перерастают комментарии в социальных сетях — модерирование, то есть удаление нежелательного контента, будь-то угрозы или оскорбления, всегда было необходимым условием для поддержания чистоты сайтов. Так в чем же угроза?
Цитирую дословно: «Новая нейросеть поможет быстрее находить материалы с враждебными высказываниями, а также публикации, которые провоцируют аудиторию проявлять агрессию. Нейросеть учится определять самые разные категории оскорблений и угроз. Среди них — проявления ксенофобии, расизма, гомофобии, сексизма и других предрассудков, а также оскорбления на почве религиозной принадлежности, возраста, внешности или наличия заболеваний».
Казалось бы, самые благие намерения и устремления. Но, как нам кажется, стоит рассмотреть целую цепочку событий, приведших к появлению этой нейронной сети. Для начала, что такое нейронная сеть? Очень условно, это искусственный интеллект (хотя до реального интеллекта еще далеко), натренированный определенными примерами и действующий по аналогии.
Очевидно, что огромный размер такой социальной сети как «ВКонтакте» требует больших затрат для модерации контента, и поэтому большинство компаний часть функций по фильтрации контента отдает ИИ, и «ВКонтакте» в данном вопросе — не исключение. Скандалы уже давно бушуют вокруг западных социальных сетей — Twitter неоднократно подвергался критике за цензуру людей с консервативными взглядами, YouTube несколько раз бойкотировали рекламодатели для введения более строгих ограничений на распространение и монетизацию контента.
В июне разгорелся скандал вокруг Facebook и их недостаточной модерации. По мнению американских активистов из таких правозащитных организаций как Anti-Defamation League и NAACP, руководство Facebook позволяет «расистскому, ненавистническому и заведомо ложному контенту распространяться у себя на платформе», включая «подстрекательство к насилию против протестующих, борющихся за расовую справедливость в Америке».
Из-за скандала, связанного с недостаточной «толерантностью» соцсети, многие рекламодатели отказались от рекламы в Facebook и Instagram. Бойкот объявили такие гиганты, как Adidas, Reebok, Puma, North Face, Ford, Levi Strauss, HP, Microsoft, Coca-Cola, Diageo, Honda, Starbucks, Verizon, Unilever и многие другие. Facebook в ответ на фактическую травлю ужесточил модерацию контента. Вероятно, «ВКонтакте», видя судьбу Facebook и не желая ее повторить, решили действовать на упреждение — и это можно понять. Вот только непонятно, как российское общество отреагирует на «толерантные сдвиги» и в какую именно сторону эти сдвиги будут осуществляться?
Вернемся к нейронным сетям. Они постоянно совершенствуются, и чем больше получают примеров, тем более точны в своей работе. Тут очень важен момент человеческого контроля на период обучения — кто будет отсеивать «ложные» примеры и подбирать нужные? Точнее, чему именно нейросеть научит человек — в зависимости от целей разработчиков и их собственных взглядов результат будет совершенно разный.
Всё это находится на поверхности, но можно копнуть глубже — посмотреть, кто именно стоит за кампаниями, призывающими к ужесточению модерации, в частности, в Facebook, кто отвечает за реализацию этих программ, и на какой эффект надеются эти люди.
В этом нет никакого секрета. Основными организаторами кампаний являются западные НКО, такие ADL, SPLC, NAACP и западные СМИ, такие как The New York Times, CNN, MSNBC и другие. Думаю, нет причины раскрывать источники финансирования подобных организаций и «СМИ». Защита каких-либо меньшинств и донесение информации до людей давно перестали быть их целью (если когда-либо были), и в современном мире они являются исключительно тараном для продвижения политики глобализации и подчинения международному капиталу.
Что же послужило причиной, отправной точкой для бойкота Facebook? По мнению экспертов, суть в том, что Facebook в июне 2020 года отказался блокировать посты Дональда Трампа, действующего президента США, критикующие бунты и мародерства (содержащий историческую цитату 1967 года, ассоциирующуюся с жестокостью полиции: «When the looting starts, the shooting starts» — «Когда начинается мародерство, начинается стрельба»), а также оккупацию Капитолийского холма в Сиэттле (CHAZ — Capitol Hill Autonomous Zone) и последовавшей за этим анархии. Тогда в поддержку отказа удалять пост пришлось выступить самому Марку Цукербергу.
Подумать только — международные компании бойкотируют соцсеть, потому что она не блокирует посты действующего президента. Twitter же пошел дальше — сразу заблокировал цитату, накладывает проверку фактов на другие посты президента, и даже временно заблокировал аккаунт сына президента за публикацию мнения врача о COVID, которая не прошла проверку модераторов.
Но это на Западе, у нас такое просто невозможно, не правда ли? Сегодня, может быть, и нет. Наличие собственных соцсетей и сайтов, а также некоторая изолированность рунета, честно говоря, всегда внушали оптимизм — можно было спокойно наблюдать за событиями на Западе, посмеиваться, и пребывать в уверенности, что до нас подобное никогда не дойдет. Так вот, появление подобной нейросети у «ВКонтакте» — тревожный звонок.
Надо понимать, что как бы обособлено мы себя ни чувствовали порой, как бы далека ни была политкорректность от нас, или принятие ЛГБТ как нормы, совсем недавно, каких-то 20 лет назад, если не меньше, подобная картина была и на Западе. Те, кто стоят за продвижением новой морали, хитры, у них нет цели убедить всех в своей правоте, достаточно воздействовать на слабые точки — это наиболее либеральные представители общества, которым традиции видятся обузой и лишним весом, а также наши дети, которые часто растут без достаточного внимания взрослых.
Именно поэтому появился закон о запрете на пропаганду ЛГБТ-ценностей детям, но к несчастью, мы видим, что закон просто не работает на данном этапе. Достаточно посмотреть любой про-ЛГБТ блог, например, группу «Один Твой друг» в «ВКонтакте» (https://vk.com/belgay1), у которого более ста тысяч несовершеннолетних подписчиков, а также многих других молодых блогеров и ютуберов.
Почему «ВКонтакте» игнорирует существование и открытость подобных групп, но при этом вводит цензуру против гомофобии, сексизма, ксенофобии и прочего? Можно предположить, что это общий тренд, объединяющий как руководство компании, так и современное молодое поколение — которое на какое общество-то ориентировано?
Среди российских разработчиков большое количество ребят придерживается крайне либеральных взглядов. Это молодые люди, в большинстве своем владеющие английским, смотрящие на Запад как на ориентир во многих вопросах, в том числе что касается половых отношений, вопросов идентичности, вопросов миграции, что достаточно удивительно для основной массы россиян, но именно эти люди отвечают за модерацию контента.
Молодежь сегодня не смотрит телевизор, она не доверяет официальным источникам, она во многом растет в соцсетях — у нее свои авторитеты, свои ценности, свои взгляды. У либеральной повестки огромное влияние на молодежь — стоит оценить аудиторию Лентача, Юрия Дудя, Варламова, Никсель Пиксель, и многих других либеральных блогов и блогеров.
При этом, нельзя сказать, что интернет не способен дать альтернативу. Невозможно себе представить современное политическое или общественное движение без интернета. Выборы в США 2016 года показали силу интернета — насколько личность и небольшое количество мотивированных людей способны пробиться к массам и захватить их внимание. Но именно эти выборы стали поворотной точкой в истории интернета, когда на всем стали закручивать гайки, особенно перед новыми выборами. Мы видим блокировки источников, поддерживающих Трампа, а также подобную картину с национально-ориентированными партиями в Европе.
На Западе уже не только блокируют каналы или блоги, но и банковские карты и счета людей, чье мнение идет наперекор глобализации и либерализму. В России до этого еще не дошли, но новое поколение, воспитанное на западных ценностях, уже растет, и скоро достигнет 18 лет, а многие уже достигли. При этом вводится цензура, которая должна еще больше оградить это подрастающее поколении от диссидентства против либерализма, а то вдруг переменят свои взгляды.
Сейчас мы видим, как канал «Царьград» и другие наши СМИ, заблокированные в YouTube, пытаются найти управу на международную корпорацию, но очень скоро могут попасть под блокировку и в наших соцсетях. Это случится не сегодня, и не завтра, но обратный отсчет начался, если ничего не изменить — рано или поздно это обязательно произойдет.
Получается, что с одной стороны Россия активно борется за суверенитет — последовательно проводит шаги к этому, проводит импортозамещение, выпускает свою платежную систему, заботится о независимости Рунета от остальной сети, даже меняет Конституцию — а с другой происходит что-то иное? Или этой борьбы недостаточно, ведь общественное мнение формируется преимущественно источниками с зарубежным финансированием. Хуже того, когда наши собственные компании изнутри работают для продвижения зарубежных ценностей.