Начало — здесь.
Учитывая то, что на каждом листе вышеуказанных документов стоит подпись в виде буквы «Ш», то Евгений Николаевич Туркин предполагает, что она может принадлежать сотруднице ГКУ КО «РУЗКС» Татьяне Алексеевне Шарук, которая скорее всего и являлась тем человеком, который непосредственно набирал на компьютере и распечатывал текст допсоглашений и приложений к нему.
Почему «спал» региональный Минздрав?
Согласно пункту 65 статьи 8 положения о Министерстве здравоохранения Калининградской области к полномочиям министерства относится осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в отношении подведомственных Министерству заказчиков в порядке, установленном Правительством Калининградской области. Получается, что региональный Минздрав должен был бдительно отнестись к контролю соблюдения главным врачом тубдиспансера Туркиным ВСЕХ требований законодательства в сфере закупок, но по факту данное ведомство этого не сделало, впав в очень странную и длительную «спячку»…
Бдительного контроля со стороны Минздрава явно не было. Создаётся впечатление, что по аналогии с региональными СМИ министерство здравоохранения Калининградской области кто-то попросил на время забыть о контроле за соблюдением руководителем тубдиспансера требований законодательства в сфере закупок.
Тубдиспансер не был включен региональным Минздравом в план проведения ведомственного контроля соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок на 2015 год (утверждённый приказом и.о.министра здравоохранения Калининградской области В.В. Карташовой № 825 от 28.11.2014), несмотря на то, что злополучный для Туркина госконтракт с ООО «МехСтройТранс» был подписан в январе 2014 года. Следующим аналогичным приказом (№ 1509 от 19.11.2015) в период с 18.07.2016 по 01.08.2016 была запланирована и проведена документарная проверка тубдиспансера на предмет соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере закупок. При этом, несмотря на то, что документарная проверка тубдиспансера должна охватывать период с июля 2015 по июль 2016 года, в акте проверки отсутствует оценка соблюдения требований законодательства РФ при подписании главным врачом тубдиспансера Туркиным допсоглашения об авансировании от 09.10.2015 к госконтракту с ООО «МехСтройТранс». В соответствии с приказом министра здравоохранения Калининградской области Л.М. Сиглаевой № 1509 от 19.11.2015 ответственным за выполнение мероприятий плана ведомственного контроля на 2016 год был назначен начальник департамента регионального Минздрава А.А. Журавлёв.
Именно Журавлёв присутствовал на совещании у Силанова (по итогам которого Туркину поручили решить вопрос с авансированием) и соответственно при проведении проверки тубдиспансера он должен был потребовать от проверяющих обратить особое внимание на законность/незаконность допсоглашения, подписанного в октябре 2015 года. Этого, к сожалению, сделано не было при том, что по вопросу необходимости постоянного контроля за ходом реконструкции корпусов тубдиспансера у Минздрава имелось на исполнении отдельное поручение губернатора (№ 17/пр-6 от 03.02.2015).
Несмотря на эту странную «близорукость» Минздрава по отношению к проверке документов госконтракта тубдиспансера с ООО «МехСтройТранс», можно предположить, что отдельный доклад по данному вопросу и вышеуказанному поручению был направлен врио губернатора Антону Алиханова в конце октября – начале ноября 2016 года. Если это так, то вполне вероятным может быть направление Алихановым информации из такого доклада в прокуратуру Калининградской области для принятия мер прокурорского реагирования.
11 ноября 2016 года врио губернатора устроил жесткий публичный «разнос» нескольким министрам регионального правительства, а также сказал о штрафе в размере 30 миллионов рублей, который был наложен на наш регион из-за срыва сроков строительства областного туберкулёзного диспансера. Спустя два с половиной месяца (в январе 2017 года) в отношении Евгения Николаевича Туркина было возбуждено уголовное дело, в рамках которого врача в том числе обвинили и в нанесении региону ущерба в виде выплаченного 30-миллионного штрафа.
Алиханова, как нового амбициозного руководителя, можно, конечно, понять, т.к. с помощью жёстких репрессий по отношению к нерадивым подчинённым он пытался и пытается обеспечить качественное и своевременное завершение строительства объектов ФЦП. Но всё же, я считаю, что в ситуации с тюремной перспективой для Евгения Туркина, губернатор не прав, т.к. он по сути отвернулся от потенциально невиновного человека и скорее всего позволит сделать из него «козла отпущения»… Единственным плюсом в пользу Алиханова (который оставляет некоторую надежду на то, что он самостоятельно и глубоко вникнет в обстоятельства дела Туркина и поможет ему) является тот факт, что Евгений Николаевич до сих пор не снят губернатором со своей должности и до последнего времени мог продолжать своё многолетнее служение калининградцам на ниве борьбы с туберкулёзом.
Очень хотелось бы, чтобы Антон Андреевич Алиханов увидел и оценил нижеуказанные сканы трёх документов, подготовленных и подписанных руководством регионального Минздрава. Очень похоже, что Министерство здравоохранения Калининградской области, понимая невозможность выплаты аванса генподрядчику при наличии в соглашении на финансирование пункта 2.1.1 (с требованием представлять к заявке на финансирование акты выполненных работ), решило срочно инициировать подписание с Туркиным (в декабре 2014 года) дополнительного соглашения. Этим допсоглашением вносятся изменения в порядок перечисления средств бюджета на счет тубдиспансера. Если до этих изменений Туркин мог получить бюджетные деньги только после предоставления в Минздрав подтверждающих документов (актов выполненных работ), то после изменения пункта 2.1.1. соглашения, процедура значительно упростилась, требование об обязательном предоставлении актов выполненных работ было исключено. Но — что удивительно! — как только ООО «МехСтройТранс» и ООО «Промстрой» получили все обещанные им (на совещаниях в региональном правительстве) авансовые средства, сразу же (уже в ноябре 2015 года) министерство здравоохранения инициирует подписание с Туркиным нового аналогичного соглашения, которым возвращает прежний порядок перечисления бюджетных средств (только при наличии подтверждающих документов о выполнении работ по госконтракту)… Мне одному показалось, что этими выкрутасами с изменениями нижеуказанных соглашений региональный Минздрав подтвердил наличие в 2014-2015 гг. распоряжения своего вышестоящего руководства о перечислении четко определённой суммы аванса «МехСтройТрансу» и «Промстрою»? Поэтому НЕ БЫЛО никакой самодеятельности Туркина в подписании допсоглашений об авансировании и переводе средств аванса на счета «МехСтройТранса» и «Промстроя». Ведь если бы Минздрав не обеспечил упрощённые условия перевода на счет тубдиспансера необходимых для авансирования денежных средств, то Туркин никогда не смог выплатить никакого аванса генподрядчику. Если бы не эти странные манипуляции регионального Минздрава, то 26 миллионов бюджетных рублей не оказались бы на счетах мошенников, а Е.Н. Туркину не пришлось бы готовиться к возможному лишению свободы.
Где был контроль федерального казначейства? Зачем оно тогда нужно?
В начале 2015 года Минфин России и Федеральное казначейство совместным письмом № 02-01-09/5578/ № 07-04-05/05-91 от 10 февраля 2015 года направили в региональные подразделения казначейства разъяснения по вопросу применения подпункта «а» пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части осуществления авансовых платежейпри заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Получило такие разъяснения и Управление Федерального казначейства по Калининградской области.
В письме Минфина России и Федерального казначейства было сказано следующее:
«…положениями подпункта "а" пункта 29 Постановления № 1563 для получателей средств федерального бюджета установлена возможность предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов)…».
При этом в том же письме было особо отмечено:
«пункт 29 Постановления № 1563 не применяется в отношении государственных контрактов, заключенных при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления N 1563;
Учитывая вышеизложенное, Управление Федерального казначейства по Калининградской области при поступлении в него в 2015 году нескольких заявок тубдиспансера об осуществлении авансовых платежей по госконтракту с ООО «МехСтройТранс», заключенному в январе 2014 года, т.е. до дня вступления в силу Постановления № 1563от 27 декабря 2014 года, ДОЛЖНО БЫЛО обратить пристальное внимание на допсоглашания об авансировании от 20.11.2014 и от 09.10.2015, приложенные к заявкам.
При проверке каждой такой заявки с учетом положений пункта 6 порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (утверждённого приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н) сотрудники УФК должны были тщательно проверить все документы (в том числе первоначальный госконтракт и допсоглашения к нему) и обнаружить отсутствие в тексте первоначальной редакции госконтракта (договора) с ООО «МехСтройТранс» порядка оплаты по договору в виде аванса.
С учётом необходимости для сотрудников УФК, контролирующих поступающие заявки, знать требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе положения статьи 95 данного закона о том, что изменение существенных условий контракта (в том числе изменение порядка оплаты по нему) при его исполнении не допускается, они должны были отказать тубдиспансеру в перечислении денежных средств на расчетные счета ООО «МехСтройТранс» и ООО «Промстрой».
Почему следователь Д.Е. Алексеева не обращает внимание на возможные нарушения законодательства и порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, допущенные сотрудниками Управления Федерального казначейства по Калининградской области, совершенно непонятно… Ведь если в Федеральном казначействе по недосмотру сотрудников появляются такие «дыры», позволяющие незаконно перечислять мошенникам десятки миллионов бюджетных рублей, то зачем нам такое казначейство и его «контрольные» функции?
Никогда не награждённый
Евгений Николаевич упорно не признаёт своей вины и, наверное, любой в его незавидной ситуации воспользовался бы возможностью пожаловаться на несправедливое уголовное преследование своим коллегам–врачам со всей России. Но Туркин, в силу своей врождённой порядочности, не стал так поступать. И это несмотря на то, что с 28 по 30 марта 2019 года в Калининграде проходила VII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения туберкулёза у детей и подростков», а он сам лично курировал организацию данного мероприятия.
Кстати, такие конференции Минздрав России проводит только в тех регионах страны, которые могут передать коллегам свой собственный положительный опыт лечения и профилактики туберкулёза.
Портал rugrad.eu ещё в 2017 году сообщал следующее:
««У нас в государстве всё почему-то так устроено, что строить социальные объекты приходится врачам и учителям», — удрученно говорит главный врач противотуберкулёзного диспансера Калининградской области. Евгений Туркин в своё время получил во врачебном сообществе прозвище «камикадзе». Областную противотуберкулёзную службу он возглавил в то неспокойное время, когда на 100 тысяч здоровых жителей области приходилось 134 больных туберкулёзом. Туркин рассказывает, что схожие показатели наблюдались в нашей стране в послевоенное время. Больные туберкулёзом не самые состоятельные люди, платных услуг в этой системе и вовсе нет. Желающих возглавить диспансер в пик эпидемии было немного. С 2005 года ситуацию удалось переломить, сейчас ситуация в области и с заболеваемостью, и со смертностью лучше средних показателей по стране.
«В начале “нулевых” у нас в год от туберкулёза умирали 340–350 человек, сейчас — 40, заболеваемость по итогам прошлого года составила 43,8 на 100 тыс. человек. Туберкулез — это эпидемия, и, как любая эпидемия, он распространяется передачей бактерий от больного к здоровому. В 2000-е годы мы сделали упор в работе на воздействие на носителей микобактерий, их изоляцию и лечение. Если вы сравните начало «нулевых» и сейчас, то увидите, что количество бациллярных людей уменьшилось втрое, смертность снизилась более чем в 8 раз»».
На сайте правительства Калининградской области не раз приводилась информация об успехах нашего региона на противотуберкулёзном фронте. Почти всегда со ссылкой на слова Туркина. Вот и за неделю до суда (за шесть дней до конференции) Евгений Николаевич опять через сайт правительства рассказывал о достигнутых успехах, создавая положительный имидж региональному Минздраву…
Казалось бы, почему бы нашему региональному правительству не наградить такого самоотверженного, результативного и верного своему призванию врача-многолетнего руководителя туберкулёзного диспансера. За явные успехи в работе, за сотни и тысячи спасённых калининградцев, которые не заболели туберкулёзом, за системную, правильно организованную работу Туркина и его коллег по лечению и профилактике данного заболевания… Но, как выясняется, за 18 лет работы в тубдиспансере ни одной награды, ни одной благодарности Евгений Туркин не получил. Бывает же такое!
Честный русский человек
Люди, которые давно и близко знакомы с ним, рассказали мне, что Евгений Николаевич очень честный и порядочный человек. Оказывается, что он придерживается особого принципа, который заключается в том, что пока у всех сотрудников тубдиспансера не будет сделан нормальный ремонт в служебных помещениях, он не будет ремонтировать и свой собственный кабинет главного врача. Люди ручаются за него и уверены в том, что во всём нашем регионе никто не сможет найти хотя бы одного человека, который бы сказал, что Евгений Николаевич когда-то поступил непорядочно. Например, взял либо вымогал какое-либо подношение или взятку…
И следователь, кстати, как ни искал, так не нашёл (за целых два года) НИЧЕГО отрицательно характеризующего своего подследственного.
В тубдиспансере Туркин организовал работу по восстановлению паспортов своим самым слабым и незащищённым подопечным — людям без определенного места жительства, представителям социальных низов нашего общества.
Восстановлением паспортов у Туркина занимаются отдельные люди, которые делают необходимые запросы, собирают пакет документов на каждого такого больного. Ведь сами больные (этой категории) самостоятельно восстановить себе документы не в состоянии. Таким образом, Евгений Туркин и его коллеги возвращают людям возможность получать пенсии и пособия, оформлять инвалидность, чего без паспорта сделать просто невозможно.
Мне рассказали и о причинах такой врождённой порядочности и чести офицера, военного врача Туркина. Я узнал, что Евгений Николаевич происходит из древнего казацкого рода, а с 1984 по 1994 годы был военным врачом. До переезда в Калининград работал врачом в Гусевской районной больнице. Воспитал сына и дочь настоящими патриотами, которые вместе с отцом живо интересуются своей родословной, ищут в архивах информацию и документы о своих предках (на данный момент установили всех родственников вплоть до XVIII века). Совсем недавно Евгений Николаевич узнал, что его предок был волостным старшиной (выборным старшим должностным лицом волости - административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи). Этот его прапрадед лично организовывал строительство православного храма Иоанна Богослова, который с 1897 года и до настоящего времени стоит в селе Подгорном Калачеевского района Воронежской области.
Обращение Евгения Николаевича за помощью в РОО «Русская община Калининградской области» говорит о том, что идти ему больше некуда. Его обращения в прокуратуру, к губернатору, полпреду и уполномоченному по правам человека закончились обычными отписками.
Сегодня Русская община Калининградской области направит письма в защиту Е.Н. Туркина (с приложением этой большой статьи) в Администрацию Президента России и в Генпрокуратуру РФ. Будем просить взять ситуацию с уголовным преследованием честного и порядочного врача Туркина под личный контроль руководителей федеральных органов власти.
Дай Бог, чтобы в деле Евгения Николаевича восторжествовала правда, чтобы НАСТОЯЩИЕ преступники понесли заслуженное наказание…
И последнее. Мне очень не хотелось публиковать вышеуказанные аудиозаписи, которые Туркин смог чудом получить в самый последний момент (после того, как он полностью осознал, как жестоко его «подставили»). Но так как следователь не приобщил эти аудиозаписи к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств, я посчитал, что ради правды и справедливости, ради последнего шанса на оправдание Евгения Николаевича Туркина они должны быть обнародованы…
Исполнительный директор
РОО «Русская община Калининградской области»,
председатель Совета регионального
общественного движения «Союз потомков
русских солдат – участников штурма Кёнигсберга»,
государственный советник
Калининградской области 3 класса
Максим Юрьевич Макаров
Телефоны: +79210087007, +79521129558