Телеканал «Мир» сообщает: Все российские школы должны перейти на систему инклюзивного образования через пять лет. Один из главных вопросов - где взять столько учителей? Как оснастить школы? Распашные двери, расширенные проемы, низкие пороги, пандусы, лифты, таблички для слепых – лишь неполный список госстандартов. Под новую систему разработали и новые стандарты аттестации. Каждому ученику с особенностями развития необходим индивидуальный подход.
_______________________________________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РВС
Главный вопрос заключается в том, что инклюзивное образование вредит как здоровым детям, так и детям с отклонениями. Но и перечисленные телекомпанией вопросы имеют место. В условиях недофинансирования школ, в условиях закрытия сельских школ из-за нехватки финансирования, тратить огромные деньги, чтобы убедиться во вреде этого начинания крайне неразумно.
О том, чем вредно внедрение инклюзивного образования в школах, мы уже писали. Например, в статье "Обоюдоострая инклюзия":
... В России этот вид образования внедряется под воздействием ЮНИСЕФ. Объясню для тех, кто не знает этой аббревиатуры, что ЮНИСЕФ — это детский фонд ООН, международная организация, которая действует под эгидой ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Так как Россия ратифицировала конвенцию ООН по правам детей, то теперь ЮНИСЕФ диктует нам методы исполнения этой конвенции, трактовку пунктов этой конвенции и так далее.
На сайте ЮНИСЕФ размещена брошюра, которая посвящена инклюзивному образованию в России. Во введении к этой брошюре говорится: «Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка (1989) является уважение и обеспечение государствами-участниками Конвенции всех прав, предусмотренных в Конвенции, за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
…
Поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах, наравне с их сверстниками, является одним из направлений деятельности ЮНИСЕФ в России.
...
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью, — Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году».
В итоге все сводится к тому, что для обеспечения прав инвалидов и исключения их дискриминации они должны учиться совместно с другими детьми. Вдумайтесь — особые условия, особая забота, особая система обучения, разработанная для того или иного вида заболевания, — это, оказывается, дискриминация!
И что же нам предлагают поборники инклюзивного образования? Они предлагают (и уже осуществляют!) закрытие специализированных школ и перевод учеников в обычные школы.
Чем это чревато?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим историю становления системы обучения детей с отклонениями в развитии.
Одним из первых русских ученых, который применил научный подход к проблеме обучения детей с отклонениями, был И. А. Сикорский. Его исследования — это одна из первых попыток в нашей науке антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции и в первые послереволюционные годы исследования не получали особой государственной поддержки. Но с 1924 года благодаря работам Л. С. Выготского активно поддержаны государством, и научно-практическая деятельность в области дефектологии активно развивается.
В своих работах Л. С. Выготский показал необходимость учета в воспитании и обучении особенностей разных категорий детей с отклонениями. Результатом работ Л. С. Выготского и дальнейшего исследования в области дефектологии стала выработка разнообразных учебных и воспитательных систем для детей с различными психическими отклонениями. Ни для кого не является секретом, что различные заболевания, а также степень тяжести этих заболеваний предполагают различный подход для достижения максимального уровня обучения.
Кто-то скажет: «Почему это автор только о психических отклонениях говорит, есть ведь еще колясочники?». Соглашусь с этим и введу некую грубую классификацию дефектов. Их можно подразделить на дефекты зрения, слуха, речи, интеллекта и двигательные нарушения.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что каждая категория дефектов требует самостоятельного подхода к обучению. Более того — степень тяжести дефекта тоже может вносить свои коррективы. Например, полностью слепому необходимо изучать азбуку Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, разработанный в 1824 году Луи Брайлем, который сам в три года потерял зрение. И все общение с окружающими у таких людей идет через слух и тактильные ощущения. В то же время у людей со слабым зрением есть возможность видеть крупные предметы, и это можно использовать как дополнительный фактор при обучении.
Ничуть не менее очевидно, что для глухих и слабослышащих обучение должно идти с максимальной визуализацией. И так далее по каждому из видов дефектов.
Как наиболее эффективно реализовать такое разделение?
Разработать специализированные программы для каждого вида отклонений.
Подготовить педагогов, специализирующихся на определенном виде или нескольких схожих видах отклонений.
Создать специальные школы и соединить в них подготовленных педагогов и детей с одинаковыми или схожими отклонениями.
Что и было сделано в СССР. И это давало свой результат... Теперь же ЮНИСЕФ называет это дискриминацией и требует, чтобы такие дети обучались в обычных классах...
Ну и как это право реализуется, если в общих классах педагог не может быть специалистом во всех видах дефектов? Он не может освоить все методики, необходимые для обучения детей с разного рода отклонениями. Но представим на минуту, что педагог все это освоил. Он же должен одновременно в одном классе давать программу обычным детям и детям с отклонениями. А если в классе дети с разными отклонениями? Работа педагога распадается на преподавание многих программ в ограниченное одним уроком время.
Прочитать еще про инклюзивное образование можно здесь.