В проекте новых образовательных стандартов (ФГОС НОО) по предмету “Окружающий мир” достаточно подробно расписано, как учить детей работать с Интернетом. Вот выдержки из данного проекта. С полным текстом можно ознакомиться здесь.
1-й класс
“...безопасно использовать ресурсы сети Интернет и электронные ресурсы школы”
2-й класс
“ - безопасно использовать мессенджеры сети Интернет и безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы, использовать ресурсы электронного дневника;
- знать, какую личную и финансовую информацию небезопасно разглашать в сети Интернет и при общении с людьми вне семьи”
3-й класс
“ - соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам”
4-й класс
“ - осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет”
Какова педагогическая целесообразность столь раннего введения в школьную программу работы в сети Интернет? Какие учебные задачи предполагается ставить перед школьниками младших классов в Интернете? И, главное, почему работа в Интернете приведет к лучшим результатам, чем традиционные уроки и работа с учебником, с книгами?
Интернет - это прежде всего большой объём данных, которые пользователь должен самостоятельно структурировать. Результаты запросов в поисковые системы и ленты соцсетей предоставляют поток информации самого разного рода (развлечения, реклама, статьи, форумы), и из всего этого потока пользователь выбирает то, что ему нужно. Как именно предполагается организовать работу учащихся 1-го и 2-го класса с с огромным массивом данных? Даже простое прочтение результатов поискового запроса - совсем непростая задача для младших школьников. А уж проанализировать прочитанное и связать новые знания с уже имеющимися маленьким детям практически не под силу.
Число учебных часов в плане конечно. Если какое-то время в ходе изучения предмета “Окружающий мир” будет выделено на работу с Интернетом, то это же время отнимется от других форм работы. Структурированного материала в учебниках и наглядных опытов на уроках ребёнок получит меньше, а бессистемной информации из Интернета - больше. Чем младше ребёнок, тем меньше пользы для него будет от такой бессистемной информации.
Хочется отметить, что в более раннем проекте ФГОС было закреплено требование к контролируемости Интернета. Предполагалось, что ученики ищут необходимую информацию под контролем взрослых. Интернет оставался контролируемым на протяжении всех четырех классов начальной школы. В новой редакции “контролируемый Интернет” заменили на просто “Интернет”. Требование к контролируемости Интернета отсутствует даже в 1-м классе! Это серьезный недостаток нового проекта. В начальной школе навыки безопасной работы в сети Интернет только формируются, и в этом возрасте детям следует работать там только под контролем учителя или родителей.
По проекту новых стандартов, к концу 2-го класса учащиеся должны научиться пользоваться мессенджерами и “социальными сообществами школы” (читай, соцсетями). В начальной школе мессенджеры и соцсети не имеют никаких преимуществ перед “традиционным” общением (личные встречи, телефонные звонки).
Телефонный звонок однокласснику имеет четкое начало и конец. Ученику нужно что-то узнать? Позвонил, спросил, повесил трубку, а дальше делает домашнее задание, не отвлекаясь. Напротив, поток сообщений в смартфоне длится бесконечно. Если звуковые сигналы включены, ребёнок весь вечер отвлекается на “щелчки” Whatsapp. Если выключены - ученик тоже не может в полной мере сосредоточиться на своих занятиях (“вдруг что-то важное пришло, а я пропустил?”). Многим взрослым знакомо такое состояние, не говоря уже о школьниках.
Да, телефонный звонок не даёт возможности создать “общий чат”, в котором можно обсудить что-либо всем вместе. Но даже у взрослых личные встречи с обсуждением, как правило, проходят намного более продуктивно, чем переписка в чатах. Дети отвлекаются намного чаще взрослых, и обсуждение серьёзного вопроса в чате сведётся к пустой болтовне. Почему бы не поощрять решать общие вопросы на переменах и классных часах? Зачем вытеснять живое детское общение там, где можно этого избежать?
Есть ещё один минус раннего использования соцсетей и мессенджеров. Во втором классе дети ещё не очень грамотно пишут. Стоит задуматься, на каком языке они будут разговаривать между собой в Интернете. Вряд ли на литературном русском. В чатах думать некогда, надо писать. Набирать некогда, надо сокращать… Ранняя переписка в мессенджерах приводит к обилию жаргонизмов, которые быстро перекочёвывают из чатов в повседневную речь детей. Безграмотно написанные слова, предложения без заглавных букв и знаков препинания - всё это закрепляется в зрительной памяти учеников. Итог: ухудшение знаний по русскому языку и обилие жаргона в детской речи.
Советские методисты (в частности, Н.А. Костин) говорили о том, что при обучении письму необходимо создавать для ученика такие условия, в которых минимальна вероятность ошибок. Незнакомые слова детям следует списывать, а на слух, самостоятельно, писать то, что уже знакомо. Тогда ученики почти не будут видеть неправильно написанных слов, и зрительная память будет их постоянным помощником при письме. Использование мессенджеров в начальных классах явно вредно с точки зрения классической методики обучения грамотному письму.
Государственная школьная программа не должна требовать наличие у восьмилетнего ребенка смартфона с соответствующими приложениями. Во-первых, смартфон и программы для защиты от нежелательного контента стоят недёшево - кто всё это будет оплачивать? Во-вторых, не все родители хотят, чтобы их ребёнок пользовался смартфоном в начальной школе. Да, есть отдельные люди, которые дарят детям iPhone. Но есть и другие мамы и папы, которые считают, что смартфон в раннем возрасте приносит больше вреда, чем пользы. Неправильно вводить смартфоны в школьную программу без предварительных исследований педагогической целесообразности и безопасности.
Наконец, последнее, что хотелось бы прокомментировать: в 4-м классе детей предполагается научить “осуществлять безопасный поиск … достоверной информации в сети Интернет”. Вопрос достоверности информации в Интернете, как известно, очень сложен. Для примера возьмем тему из того же “Окружающего мира” - “Правильное питание и здоровый образ жизни”. Допустим, четвероклассник сделает поисковой запрос по этим ключевым словам. Что он увидит? Поисковая система выдаст тонну разнородной информации. Тут будет и реклама ресторанов, и йога, и статьи о вреде микроволновых печей, фитнес-центры, вегетарианство, веганство, диеты, детокс, безглютеновое питание, протеины, битвы сторонников и противников ГМО, медицинские рекомендации разной степени достоверности, заказные статьи от тех же ресторанов и сервисов доставки и так далее и так далее… Во всём этом не каждый взрослый разберётся (иначе не было бы у нас столько шарлатанов от медицины и инстаграм-целителей).
Ученик начальной школы попросту не сможет пропустить через себя столько информации и отличить достоверное от недостоверного. Невозможно полноценно научить его этому к концу 4-го класса, как предполагается в проекте ФГОС. Невозможно по двум причинам. Во-первых, у четвероклассника ещё нет достаточного научного кругозора (он формируется только к концу старшей школы). Во-вторых, в четвёртом классе навыки чтения развиты недостаточно хорошо: ученик не будет вдумчиво читать все источники, а выберет парочку наиболее приглянувшихся. В итоге самостоятельное “плавание” в поисковых системах с большой вероятностью приведёт к тому, что ребёнок попадётся на удочку скрытой рекламы или модного веяния, пропагандируемого знаменитостями. Без контроля взрослых ребёнку в открытом Интернете делать нечего.
Читать также: Петербургский образовательный форум: цифровизация любой ценой
В настоящее время проект новых ФГОС находится на стадии общественного обсуждения. По итогам всего вышесказанного хотелось бы внести следующие предложения:
-
Вводить работу в Интернете в школьную программу понемногу, для конкретных учебных задач и не раньше 3-го класса. До этого времени у учеников не сформировано в достаточной мере умение читать и нет “фундамента” знаний. Поэтому дети не будут способны ни осознанно прочесть, ни проанализировать полученную в Интернете информацию.
-
Вернуть “контролируемый Интернет” во все классы начальной школы. Дети должны работать в Интернете только под контролем родителей или учителей.
-
Исключить из программы начальной школы мессенджеры и соцсети.
-
Доработать пункт о “достоверной информации”. Возможно, его стоит дополнить списком доверенных ресурсов, которыми школьники смогли бы пользоваться с минимальным контролем взрослых.
Хочется надеяться, что родители и педагоги поучаствуют в обсуждении проекта новых образовательных стандартов, и итоговая версия будет отличаться от текущей в лучшую сторону. Оставить своё предложение можно здесь после регистрации на сайте (также можно авторизоваться через ЕСИА, если есть учетная запись на портале Госуслуги).