В связи с антироссийскими санкциями многие отрасли России столкнулись с проблемами и необходимостью импортозамещения. Однако, есть направления, в которых импортозамещение для России совершенно не нужно. Например, это акции ЛГБТ. Пусть они остаются в Европе. Или киберспорт. Кому станет хуже, если в России будет меньше компьютерных игр или меньше турниров по киберспорту?
Еще в 2001 году, когда Россия вприпрыжку бежала на Запад и готова была убивать все жизнеспособное для реализации этого своего вожделения, в стране признали киберспорт официальным видом спорта. Но сегодня-то совсем другая ситуация. Россия противостоит Западу, и вовсе не обязана разрушать собственное общество для того, чтобы ее туда приняли. Однако уже давно создана и действует Федерация киберспорта. Она имеет руководство и более 70 региональных отделений, проводит турниры и продолжает внедрять киберспорт в массы.
Федерация киберспорта существует на деньги партнеров и спонсоров и даже иногда выигрывает гранты на проведение турниров (не очень понятно, зачем эти гранты им дают). Киберспортсмены утверждают, что этот спорт дает возможность самосовершенствования и развития полезных в реальной жизни навыков. Почему эти навыки лучше развивать именно киберспортом, а не реальной жизнью, – до сих пор не очень понятно. Однако очевидно, что как и любой спорт, киберспорт требует системы тренировок, и чем раньше начинать тренироваться, тем лучше будут результаты.
Но вот что интересно. Игры, программное обеспечение, цифровые платформы, техника – все это производится в недружественных странах. После введения антироссийских санкций встал вопрос об импортозамещении в сфере киберспорта. И в Госдуме начали всерьез осуждать вопрос такого импортозамещения. Обсуждались вопросы поддержки отечественным производителям игр и ПО, в том числе посредством грантов.
В нашем парламенте, оказывается, есть даже рабочая группа «Развитие компьютерного спорта в Российской Федерации», возглавляемая Амиром Хамитовым. Хамитов заявлял, что России необходимо серьезно задуматься об альтернативной международной киберспортивной экосистеме, базирующейся на сотрудничестве с дружественными нам странами. Видимо, именно для того, чтобы создавать эту альтернативную экосистему, одной из тем для обсуждения стало возможное введение уроков по компьютерному спорту в школьную программу.
С такой инициативой еще в 2019 году выступал Институт развития интернета (это красивое название носит автономная некоммерческая организация, выступающая площадкой для диалога между государством, цифровым бизнесом и обществом). Однако тогда только поговорили. А сегодня Госдума стала инициатором создания системы образования в области киберспорта, начиная с дошкольного возраста и организации компьютерных классов в центрах раннего развития детей. Да-да, детей собираются тренировать, начиная с дошкольного возраста.
Специалисты обсуждают, как сделать так, чтобы не отпугнуть народ. Потому что родители очень хорошо знают, как сложно оторвать детей от компьютера, и как легко ребенку подсесть на зависимость от игры. Как заявил президент Федерации киберспорта России Дмитрий Смит, «зайдет лучше», если сделать занятия киберспортом факультативно. Понятно же, что факультатив – это дополнение не для всех, а значит и будет создаваться определенная конкуренция «кого возьмут».
А между тем, педагоги утверждают, что существует разница между первоклассниками, которые играют на компьютере, и теми, кто компьютерных игр еще не видел. И эта разница во внимании и способности к воображению далеко не в пользу игроков.
Вот такое у нас будет импортозамещение... Причем утверждается будто направление киберспорта – это якобы чрезвычайно перспективное для России направление, так как российские игроки имеют колоссальный успех на международной соревновательной арене. А нужны ли России такие перспективы? Стоит ли тратить деньги на такое импортозамещение, или лучше их потратить на что-то более полезное для страны и детей?
Ольга Горянина, РВС