Сегодня ни для кого не секрет, что ЕГЭ — это система вступительных экзаменов в вуз, и только.
Классический вступительный экзамен выполнял две функции. Во-первых, он позволял проводить конкурсный отбор. Во-вторых, обеспечивал базовый уровень знаний, необходимый для последующего усвоения вузовских программ. Заметим, что даже при полном отсутствии конкурса вторая функция вступительного экзамена оставалась в силе.
А как со всем этим обстоят дела у ЕГЭ?
Насчёт конкурентной составляющей — всё в порядке. Недаром выпускники изо всех сил стараются набрать максимальный егэшный балл.
А вот по базовым знаниям — законодательно! - полный ноль. Чтобы убедиться в этом, не обязательно спрашивать мнение вузовских преподавателей. Откроем закон об образовании. Там записано, что результаты ЕГЭ действительны для поступления в течение 4 лет. Возникает вопрос: почему не пожизненно? Наверное, потому, что принимавшие закон думцы не были уверены в бессмертии своего детища (ЕГЭ) и решили ориентироваться на срок депутатских полномочий.
И второй вопрос: что остаётся от знаний, зазубренных для ЕГЭ, по прошествии четырёх лет? Хорошая тема для докторской диссертации, кстати. Дарим её сотрудникам федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Впрочем, ответ известен заранее: в большинстве случаев — слава Богу! - ничего. Наша память обладает замечательным свойством избавляться от ненужного хлама. И можно выразить соболезнование гражданам с крепкой памятью, которые до конца дней, просыпаясь, смогут повторять мантры тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку, например.
Наш "любимый" Рособрнадзор нынешней осенью затеял проверочные ЕГЭ для первокурсников, те самые, которые они писали летом. Это называется «подтвердить свои баллы ЕГЭ». Надо полагать, хотели продемонстрировать «честность ЕГЭ-2014»: дескать, какие баллы были летом, такие — и осенью. О результатах молчат: похоже, ничего не вышло. Не мудрено. Школьник готовится к ЕГЭ по предмету к конкретной дате, и никто не обязывает его помнить всё это три месяца спустя. Нет такого договора! И ветер времени легко выдувает из голов фрагментарные, не систематизированные егэшные знания.
В этом учебном году внедряется новое предложение: сдавать ЕГЭ в 10 классе (в феврале) по тем предметам, изучение которых уже закончено (это русский язык и география).
Насчёт русского языка можно сильно не переживать: к владению русским этот экзамен имеет отдалённое отношение, тут большой беды не будет. А вот с географией хуже. Те вузы, где этот экзамен является обязательным вступительным, сразу ощутят разницу. Что останется от географии в головах их будущих студентов спустя полтора года после сдачи конкурсного экзамена — большой вопрос.
Дарья Иванова, РВС.