О новом ювенальном законопроекте

Как сообщает портал РИА "Новости", Совет по правам человека просит Путина поддержать закон о профилактике семейного насилия. Глава СПЧ сообщил, что подготовлен соответствующий законопроект и попросил главу государства поддержать документ.

 

КОММЕНТАРИЙ эксперта РВС относительно законопроекта СПЧ о профилактике семейного насилия и поправки в закон о реабилитации жертв политических репрессий:

29 июля 2014 года состоялась встреча Президента РФ В.В.Путина с Главой Совета по правам человека г-ном Федотовым. При этом одним из вопросов являлось обсуждение возможности поддержки Президентом РФ законопроекта СПЧ «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия».

В качестве обоснования необходимости принятия такого закона г-н Федотов приводит ряд утверждений, которые являются абсолютно голословными – это, и фраза о том, что «дети становятся жертвами преступлений, которые в основном совершаются дома" (достоверной подтверждающей статистики не существует) и фраза об опыте Казахстана. На основании чего сделан вывод о том, что улучшение статистики домашнего насилия связанно именно с принятием законов, также непонятно, да и за какой период происходит снижение на 40% также неясно.

Если же обратиться к тексту законопроекта, то несложно будет обнаружить ряд упущений в юридической технике, банальных текстовых и логических ошибок. Кроме того, что особенно важно, система профилактики семейно-бытового насилия, предложенная авторами законопроекта, может угрожать фундаментальному конституционному праву граждан: на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (предусмотренное ст. 23 Конституции РФ). Законопроект не предусматривает принципа добровольности участия в профилактике семейно-бытового насилия. Особую обеспокоенность вызывает и включение в систему профилактики НКО без указания критериев допуска их к работе с гражданами.

Все эти ошибки и неточности заслуживают подробного разбора и позволяют говорить о том, что законопроект недостаточно проработан и не готов к направлению в Государственную Думу РФ для дальнейшей работы. Г-н Федотов, на наш взгляд, как Глава Совета по правам человека, обязан знать, как никто другой, обо всех вышеизложенных недостатках и не предлагать Президенту РФ поддерживать законопроект, имеющий подобные изъяны.

В этой связи, следует поддержать абсолютно обоснованную и грамотную позицию Президента РФ – любые подобные законопроекты должны широко обсуждаться обществом и не позволять органам власти безосновательно вмешиваться в жизнь семей.

Мы полагаем, что продвижение законопроекта является очередным шагом сторонников внедрения ювенальных технологий западного образца. На это указывает, в частности, то, что в законопроекте присутствует терминология, свойственная исключительно западным нормативным актам («защитное предписание»). Кроме того, механизмы профилактики схожи с теми, что уже приводились в различных законопроектах сторонников ювенальной юстиции, хотя главный упор теперь сделан на профилактику семейного насилия, а не насилия против детей.

При таких обстоятельствах обсуждение законопроекта должно вестись с привлечением широкого круга экспертов и представителей гражданского общества, включая юристов, психологов, педагогов, и только после подготовки общественного заключения направляться в органы законодательной власти РФ для дальнейшего утверждения.

Алексей Кольчик, помощник члена Общественной палаты РФ, эксперт РВС.

Фото взято отсюда