О рейтингах и проекте для вузов 5-100: с ног на голову

Вчера англичане опубликовали рейтинг вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии:

 

«Первое место рейтинга из 150 учебных заведений, второй год подряд разрабатываемого компанией Quacquarelli Symonds, занял Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ).

В общей сложности в списке числятся 48 высших учебных заведений из России, из них четыре – в первой десятке».

 

Казалось бы, что с этого рейтинга? Ну поглазели. Порадовались, может, секунду, что наши неплохо выглядят. Хотя каждый понимает, что все дело в критериях и при желании места можно разыграть очень по-разному.

 

Но! Дело в том, что издатели подобных рейтингов, особенно более респектабельных, зачастую получают действительное влияние на цели и ориентиры структур, которые они оценивают (естественно, это не только к вузам относится).

 

Например, в нашей системе образования работает «Программа 5-100». Суть в том, что Правительство дало задание пятнадцати ведущим вузам (и выделило допфинансирование), чтобы к 2020 году хотя бы 5 вузов РФ вошли в ТОП-100 международных рейтингов. Задумайтесь на минуту. Вы понимаете всю бредовость такой постановки задачи! Вместо того чтобы включить голову и выстраивать систему образования так, как это нужно нашей стране, исходя из собственных представлений о должном, из вызовов настоящего времени вместо этого ставится задача борьбы за вхождение в какие-то рейтинги. То есть начинают чесать всех под гребенку, форма которой придумана далеко не нами и непонятно, как с нами соотносится!

 

Откуда этот вывих сознания? Ещё со школы наши чиновники вроде должны были бы знать об эффективности такого подхода. Много ли людей каждый вспомнит, кого бы мотивировали серьезно учиться получаемые двойки? Едва ли. Хороший учитель может привить вкус к предмету, родители могут, ещё кто-то (в общем, те, кто действительно хотят твоего развития), но не оценки как таковые понимаете?

 

Причем видно, что поставив такую маразматическую задачу, надо ожидать, что маразм и дальше будет нарастать. Например, для улучшения критериев от вузов требуют увеличивать количество публикаций. Хорошо! Все пишут быстрее и чаще. Понятно, что качество работ падает. Потому что не может не падать нужны исследования, серьезная работа. Ведь это не блоги в интернете.

 

Тогда начинают вопить про "мусорные публикации" и сокращение финансирования. В общем, идет такая мышиная возня. И резонно хочется спросить: «А вы что хотите? Вам шашечки или ехать?»

 

В то же время говорится о несомненной пользе этого (5-100) начинания. Голодец:

«Программа абсолютно эффективна. Она сегодня побуждает нас двигаться с невероятной скоростью. И те цифры, которые у нас приводят коллеги, как у нас изменился индекс цитируемости по иностранным студентам в РФ, по количеству публикаций на каждого научного сотрудника, это все говорит о том, что меняется качество российского образования».

 

Тьфу! Меняется, ага! Не в ту сторону только.

 

Все перевернуто с ног на голову! И понятно, почему так делают: чтобы всерьез заняться образованием, надо прежде всего соединиться с реальностью, осознать ее вызовы, а затем голову включить и работать. По-настоящему, со всей ответственностью! И тогда тебя едва ли будут волновать какие-то там рейтинги (кого они волновали в советское время, когда весь мир считал нашу систему образования ведущей). А наши чиновники даже подумать об этом боятся, либо же сознательно разрушают наше образование. Ведь куда проще задаться целью вписываться в мировые рейтинги и тренды! Но это далеко не безвредное занятие.

 

В общем, инициатива из разряда «А мы введем налог на бедность. Быть бедным станет невыгодно, и все разбогатеют».

Не выйдет!

Василий Хомяков, РВС