Уважаемый Вячеслав Викторович!
Родительская общественность крайне обеспокоена рассмотрением внесенного правительством проекта ФЗ № 232772-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», принятого в первом чтении 29 июня 2023 года.
Законопроект содержит в себе концепции, подрывающие основополагающие нормы прав человека, и его необходимо снять с рассмотрения.
Законопроект очевидным образом вводит в семейное законодательство ювенальный подход, который западные международные антисемейные организации пытаются внедрить в России вот уже десятки лет.
Законопроект вводит такие принципиально новые, заведомо неправовые критерии, как «социально-психологическая характеристика» личности и «нормальное воспитание», которые подменяют классические понятия право- и дееспособности. Причем эта норма вводится также и для близких родственников усыновляемых.
Хотя в семейном кодексе было объявлено, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данная декларация не была поддержана ни нормами, ни практикой. И теперь мы видим, что эта форма семейного устройства, бескорыстная, исключающая денежный интерес, отдельно атакуется этим законопроектом.
И это в ситуации, когда страна ведет боевые действия, и родственники готовы бескорыстно усыновлять детей погибших родителей...
На основании «социально-психологической характеристики» органы опеки принимают решение о том, способен ли человек быть родителем. Концепция, в рамках которой человек должен обрести некие «компетенции» и заслужить право быть родителем, очевидным образом заимствована из западных ювенальных технологий и носит там название «ответственное родительство».
Она отменяет существовавшее до сих пор в общемировой правоприменительной практике установление недееспособности на основании конкретных понятий психического здоровья и нездоровья по решению суда. Иначе говоря, психическое нездоровье диагностировалось психиатром, который руководствуется общепринятыми в мире утвержденными медицинскими критериями, нормами психического здоровья и классификациями болезней.
Внедряемое же понятие «социально-психологические характеристики» позволяет чиновникам произвольно определять, кто имеет право быть родителем, а кто нет, на основании некоего «заключения по результатам социально-психологического обследования».
В действующем сейчас законодательстве далеко не каждое психическое заболевание может быть основанием для ограничения родительских прав. В данном же законе предполагается принимать решение об отказе в праве быть родителем психически здоровым людям с якобы неправильными «социально-психологическими» личностными характеристиками.
При этом вопиющим образом в законопроекте не разработаны ни сами «социально-психологические характеристики», ни методы их выявления. И мы понимаем, почему это так!
Потому что всё, что выходит за рамки психиатрии, с ее конкретными определениями нормы и патологии, немедленно приобретает размытый и неточно определяемый характер, в большой степени зависит от личности психолога, его субъективных интерпретаций каких-либо показателей, научной школы, к которой он принадлежит, его идеологических (да-да, идеологических) установок и политических взглядов.
А это очень удобно. Размытые и просто непрописанные в законе критерии «нормальности» и правильности «социально-психологических характеристик» оставляют огромное поле для коррупции и чиновничьего произвола.
Критерии «социально-психологической характеристики» очевидным образом противоречат традиционным взглядам на нравственность и культуру. Согласно утвержденным президентом России «Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению.
Между тем подмена традиционных ценностей нормами права угрожает принципу преемственности поколений и институту семьи в целом.
При предлагаемой законопроектом формулировке подразумевается заведомая ненормальность воспитания, если оно выполняется обычными «несертифицированными» родителями.
То есть в данном случае очевидным образом нарушается презумпция невиновности семьи, ставится под сомнение добросовестность не только опекунов, но и усыновителей и даже родных ребенка, когда речь идет об усыновлении ребенка близкими родственниками – то есть подвергается сомнению естественный человеческий мотив, связанный с любовью. Понятие любви, основополагающее для семейных отношений, таким образом исключается из рассмотрения.
Нет сомнения, что критерии «нормальности воспитания» и правильности «социально-психологических характеристик» нам «любезно» будут предоставлены западными ювенальными идеологами, теми самыми, которые считают «ненормальными» родителей, запрещающих детям менять пол. Не сомневаемся мы в этом, потому что принципы и нормы данного законопроекта заимствованы из аналогичных западных норм и правил.
Данный законопроект вызывает у нас резкое неприятие еще и потому, что мы уверены, что если сейчас речь идет как бы только о тех, кто хочет взять под опеку или усыновить ребенка, то со временем проверять на «нормальность» станут всех граждан, желающих родить ребенка.
И право на рождение детей также будет выдаваться чиновниками. И каждый, кто осмелится воспользоваться этим правом, попадет под контроль чиновников.
Потому что концепция «ответственное родительство» подразумевает сертификацию всех без исключения родителей, а не только усыновителей.
Со стороны авторов законопроекта возможен аргумент о том, что контроль за «социально-психологическими характеристиками» якобы позволит защитить детей от насилия. Хотели бы напомнить законодателям, что защита от насилия, в том числе от насилия в семье, всегда обеспечивалась и обеспечивается уголовным и уголовно-процессуальным законами.
Здесь приведен далеко не полный перечень весьма спорных законодательных новшеств, однако и их вполне достаточно для снятия законопроекта с рассмотрения навсегда.
Общественно-политические последствия принятия законопроекта будут разрушительными.
Как и все ювенальные нормы, новый проект нанесет еще один удар по демографии: идеология «ответственного родительства», вводимая этим законом, подразумевает, что каждый родитель заведомо подозревается в неспособности воспитать детей, психологическом неблагополучии, становится объектом контроля со стороны чиновников. Подобное отношение к родительству и семье существенно снижает мотивацию к созданию семьи и воспитанию детей.
Законопроект уже сейчас вызывает крайнее возмущение патриотической общественности, которой было обещано высшими органами власти, что ювенальные технологии не будут допущены в нашей стране.
Заимствование западных подходов в семейной политике – подходов, разработанных теми же самыми международными структурами, которые сейчас поставляют Украине орудия убийства наших граждан, – это еще один шаг к уничтожению российского общества, русской культуры.
Принятие такого закона подорвет авторитет власти и доверие к ней, что категорически недопустимо в условиях, когда Россия проводит специальную военную операцию и находится в крупнейшем в истории страны противостоянии с Западом.
Уважаемый Вячеслав Викторович, выступая от лица широкой родительской общественности, просим Вас снять с рассмотрения антироссийский и антигосударственный законопроект ФЗ № 232772-8.
Председатель ООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» ………………………………………………………….. М.Р. Мамиконьян