Об этом заявил министр образования Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу НТВ, цитирую:
О распространенном мнении, что образование — это сфера услуг
У нас образование — это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства — обеспечить это право в полном объеме и на высоком уровне. Поэтому образование — это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании — ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения.
Некоторые люди, к сожалению, имеют определенное мнение, которое вызывает уважение, но при этом не читают ни документы, ни законы, не способны к конструктивному участию в обсуждениях. Поэтому здесь единственная возможность — объяснять, разъяснять, что, собственно, мы и делаем.
Новость прекрасная. Искренне радуюсь за наше образование, которое «давно не сфера услуг». Но только позвольте поинтересоваться, давно ли длится это самое «давно»?
Нет, в общем-то сказано правильно, что образование граждан – это не услуга, а общественное благо. Но только по факту высказывания министра можно сделать вывод: если образование у нас давно не сфера услуг, значит оно когда-то было превращено в эту самую сферу. Возникает резонный вопрос: когда и кем это было сделано?
В СССР образование никогда не было сферой услуг. Попробовали бы вы сказать учителю тридцать лет назад, что он оказывает образовательные услуги – на вас поглядели бы как на идиота. Учитель – это призвание. Безусловно были и плохие и хорошие учителя, но в общем и целом к учителю относились с большим уважением. И учитель понимал, какая большая ответственность на нем лежит – не только учить, но и воспитывать ребенка, делать из него достойного человека.
При Ельцине из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол. Тем не менее обучение строилось в основном на методиках и учебных программах, разработанных в советское время. Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования как услуги, начали активно уже после Ельцина. Особенно рьяно занимался этим Андрей Фурсенко. Достаточно вспомнить некоторые из его высказываний вроде этого: «необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг» (2008 год). В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. Нет сомнений в том, что понимание образования как «образовательных услуг» сформировалась в российском обществе во многом благодаря Фурсенко.
Андрей Фурсенко был министром образования до 2012 года. Так давно ли это было? Я рад, что господин Ливанов не считает образование услугой. Но если понимание образования как услуги возникло в результате слов и действий его предшественника, то можно ли сказать так, что Ливанов убрал из образования все то, что было сделано министром Фурсенко? Может я слепой, может чего-то не понимаю, но я никаких принципиальных перемен к лучшему не замечаю. Пожалуй лишь в том смысле, что мало кто может быть хуже Фурсенко.
Мне горестно видеть, во что реформаторы превратили образование в моей стране. И стыдно от того, что еще двадцать с лишним лет назад наша страна была одним из мировых лидеров в этой области. Когда господин Ливанов или тот, кто будет министром после него, искоренит из отечественного образования «фурсенковщину», вернет стране качественные образовательные стандарты, покажет всему миру, что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать – тогда и поговорим о том, что Фурсенко – это «давно». Займется этим Дмитрий Ливанов – замечательно, я искренне пожелаю ему успехов. Но, знаете, что-то подсказывает мне, что не указами сверху, а только лишь давлением снизу – со стороны учителей и родителей – можно изменить ситуацию с образованием в стране к лучшему.