Олимпиада в Южной Корее и ястребы, клюющие печень - 2

Ящик Пандоры и жёлтые звёзды для загона людей

На Нюрнбергском процессе действия немецких национал-социалистов рассматривались с точки зрения преступления и наказания. Кто-то был приговорён к высшей мере наказания, какие-то преступления оценивали в тюремных сроках 10, 15, 20 лет. Мне сложно представить себе адекватное наказание за те преступления, которые были совершенны в период Третьего рейха, поэтому мне хотелось бы взглянуть на ситуацию немного с другой стороны. Количество жертв и жестокость, с которой они были лишены жизни, говорит о том, что эти жертвы не обусловлены войной, в них не было необходимости. Массовое истребление мирного населения можно было бы сравнить с серийными убийствами маньяка. Только это был не один маньяк, их было много. Мы воевали с целой армией маньяков-убийц. Что стало причиной их болезненного состояния? Пропагандистские опыты Геббельса или что-то другое  это тема для научных исследований. В данной же статье я лишь замечу, что количество больных людей исчислялось не сотнями и даже не тысячами. В одном Советском Союзе жертвами войны стало по разным оценкам не менее 13 миллионов мирных жителей. Чтобы уничтожить такое количество людей, нужна слаженная работа армии маньяков. Это фактически бездушная машина смерти.

То, что даже животные не ведут себя подобным образом давно известно, ни львы, ни волки, ни другие более мелкие хищники. Проводились эксперименты над крысами. Крыс истязали голодом, подкладывая им туши умерших собратьев, постепенно заменяя трупы едва живыми крысами, потом слабыми, а потом и обычными особями, то есть опытным путём создавали крысу-убийцу. Когда же эту крысу выпускали в среду обитания других крыс, те непостижимым образом чувствовали её инаковость и не принимали в семью. Если была возможность, они уходили. Взбесившихся собак отстреливают, поскольку они очень опасны, однако огромное количество фашистских маньяков избежало суда и наказания. Они были оставлены на свободе даже без медицинского обследования. Вернулись в города и сёла, смешались с обычными людьми. Более того, у них в руках оставались сосредоточенными огромные финансовые ресурсы и власть, и хотя  de-jure они всё это потеряли, но de-facto продолжали занимать ведущие государственные посты в управлении и других сферах жизни, имели и имеют доступ к награбленному богатству, хранящемуся в швейцарских банках. Те же, кто были наказаны, в большинстве случаев потом были досрочно помилованы. По сути, наказание понесли единицы.

Обычно, описывая личность серийного маньяка-убийцы, специалисты обращают внимание на то, что его практически невозможно вычислить, был даже изобретён термин «маска нормальности», чтобы объяснить этот феномен. Серийные убийцы люди далеко неглупы, зачастую обладают высоким уровнем интеллекта, заранее планируют свои действия. Они не испытывают жалости и сострадания, не способны к раскаянию, их не мучает совесть они хорошо спят по ночам.

Очевидно, что у серийных убийц есть определенная способность, позволяющая им совершенно полноценно жить в обществе, не вызывая подозрений. Эту особенность впервые выявил Х. Клекли в 1976, он назвал ее «маска нормальности». В своей работе он под «маской нормальности» понимает способность психопата казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком. Данная особенность позволяет личности использовать притворное поведение, направленное на соответствие принятым в обществе нормативам, для сокрытия своих истинных качеств. Р.Л. Ахмедшин не согласен с Х. Клекли, который определят природу данного явления как притворное поведение. Ахмедшин считает, что при таком поведении серийных убийц окружающие не могли бы характеризовать их однозначно положительно, так как люди чувствовали бы ложь, и поэтому человек был бы им неприятен. Он считает, что природа «маски нормальности» заключается в том, что особенности психики серийного убийцы позволяют сбросить весь груз бессознательного напряжения в одном волевом акте, что приводит к исчезновению предпосылок функционирования механизмов защиты психики. Серийный убийца не притворяется нормальным человеком, после совершения преступления, лишенный груза инстинктов, он представляет собой образец психически здорового, абсолютно уравновешенного человека. (Ахмедшин Р.Л., «О природе "маски нормальности" серийных убийц», Журнал «Известия» 2(20), 2001, изд. : «Известия АлтГУ».)

Часто серийный убийца бывает подвержен бреду величия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ так определяет термин "Бред величия" болезненное убеждение в собственной важности, величии или высоком предназначении (например, бред мессианской миссии), часто сопровождаемое другими фантастическими бредовыми идеями, которые могут быть симптомом паранойи, шизофрении (часто, но не всегда, параноидного типа), мании и органических заболеваний головного мозга.

До сих пор, насколько мне известно, научно не изучался вопрос, каким образом ведут себя маньяки, если их собрать в группу по 20, 100, 1000 человек? Что будет, если свои преступления они будут совершать открыто и вместе?! Психологи утверждают, что маньяками не рождаются. Существуют в различной степени предрасположенности к садизму, но в итоге главенствующую роль играет социум и личный опыт. Считается, что развитию такого рода девиаций обычно предшествует унижение, которое может быть как сексуального, так и любого другого характера. Как в случае с личностью серийного убийцы, германская нация до возникновения официальной идеологии нацизма, проповедовавшей расовую теорию, так же ощущала себя раздавленной и униженной несправедливым, как она считала, Версальским договором 1919 г. Состояние бреда величия часто отягчается навязчивыми идеями, например, желанием очистить мир от недостойных людей: евреев, цыган, инвалидов или всех женщин с рыжими волосам, а так же псевдогаллюцинаторными переживаниями и мистическими откровениями, в которых больной может видеть себя потомком древних богов, прилетевших с далёкой планеты. Человек может верить в свои магические способности вопреки объективной реальности. Можно провести прямую аналогию с идеологией Третьего рейха, за исключением того, что это не было тайной страстью одного, но было массовым увлечением многих.

Ещё один интересный факт серийный маньяк убийца похож на наркомана и ему постоянно нужно повышать дозу, поэтому количество и степень преступлений постоянно увеличивается. Схема подготовки жертвы является как скрупулёзной, так и необходимой больному воображению. Для начала нужно обосновать своё отношение к жертве как к вещи. Обвинить её, сделать в своём сознании недостойной жизни. Потом выделить из массы других людей, отметив звездой или специальным костюмом. Следующий шаг создание гетто. За ним следуют дискриминирующие законы. На всё это жертва идёт сама, увлекаемая психологическими играми маньяка. В случае с нашими олимпийцами, их завлекает в это гетто желание доказать-победить и обида на то, что столько сил уже потрачено. Кого-то, возможно, интересуют призы. Как бы там ни было, шулеры, играющие в покер, не заинтересованы в том, чтобы дать возможность русским вернуть себе спортивное достоинство. Цель унизить! Поэтому медалей не будет, а если и будут, то только для того, чтобы снова их забрать и ещё сильней унизить. Находясь на территории и во власти маньяков, люди подвергают себя серьёзной психологической и иной опасности.

Благодаря огромной исследовательской работе Александру Бухановскому удалось установить, как формируются психические расстройства, которые могут превратить человека в маньяка. Поначалу ребёнок многократно прокручивает в голове увиденную сцену, испытывая только любопытство в сочетании с ужасом. Со временем это входит в привычку, затем он начинает придумывать самостоятельно сцены насилия, чувствуя себя режиссёром. Это выражается в садистских рисунках. К примеру: пенёк, топор, кровь, обезглавленная курица. Затем в фантазиях объектом насилия становился человек (девочка, женщина). Параллельно происходило оскудение интересов: пациенты теряли интерес к учёбе, уходили из дома либо полностью замыкались в себе, лишь формально подчиняясь обстоятельствам. Вот именно на этом этапе у них формировалось агрессивное поведение. Бухановский уверен, что ранняя диагностика и терапия детского варианта "феномена Чикатило" не только возможны, но и являются реальной формой предотвращения криминального поведения пациентов в будущем. Несмотря на столь безнадёжную картину, от склонности к садизму можно избавиться.

Если представить себе некое фантастическое общество маньяков-убийц, которые, создавая естественную для себя среду, постоянно медленно повышали бы необходимую для комфортного проживания дозу насилия, они тем самым втягивали бы других находящихся рядом людей в водоворот своего садистского мира. В таком случае жестокость и насилие уже не осуждались бы обществом, а стали нормой. Фильмы изобиловали бы трупами и жестокими убийствами, дети с дошкольного возраста в компьютерных играх учились бы убивать. С подросткового возраста, а может и раньше, жажда насилия то тут, то там заставляла бы детей брать в руки оружие, расстреливать одноклассников.

Представьте 100 крыс-убийц, которых смешали с таким же количеством обычных животных, а возможность уйти отсутствовала бы. Какая-то часть, скорее всего, будет съедена, какая-то станет убивать. Когда не останется жертв, (обычных крыс) жертву будут назначать. Популяция будет становиться всё более радикальной и жестокой. В итоге не будет уже никаких правил, начнётся война всех против всех до полного истребления. На Нюрнбергском процессе выбор наказания для преступников был обусловлен в том числе и гуманистическими идеалами Советского Союза, которые берут своё начало в христианской метафизике. Открытие Второго фронта 6 июня 1944 г. было, скорее, операцией по спасению нацистов, чем помощью Советскому Союзу в борьбе с гитлеровской Германией. Видимо, одной из её целей было предотвратить расправу над фашистами. Так сложилось, что наказанием преступников занималось европейское право, но всё-таки, особую роль играло нежелание советских людей уподобляться фашистским нелюдям. Так же, как первые христиане, многие из них верили, что своим прощением они побеждают зло. До того, как из уст Христа, прозвучали слова о любви к ближнему,  евреи жили по принципу «око за око и зуб за зуб». У этой философии были как свои минусы, так и плюсы. К минусам можно отнести неконтролируемый процесс, провоцирующий бесконечные войны, междоусобицы и бытовые ссоры. Но каждый понимал, что его поступок не останется безнаказанным, и многих это останавливало.

Когда наступила эра Христа и жизненная философия поменялась, появилась надежда остановить поток насилия. Ведь если люди живут по принципу, «как ты ко мне, так и я к тебе», придя к человеку с добром, ты запускаешь цепочку добрых дел, которая разрастается в реку добра, а та в свою очередь наполняет океан любви. Если же кто-то оступился и обидел другого, нужно простить его, не отвечая ударом на удар, во имя вселенской любви. Почему же это не сработало с нацистами?! Потому что в данном случае мы имели дело с абсолютным злом, с серийными убийцами, которые не знали угрызений совести и не испытывали любви.

Сколько ни делай добра человеку, присягнувшему абсолютному злу, добра на планете не станет больше, потому, что на твои добрые поступки он ответит убийством и добра станет меньше. То есть на одного доброго человека на планете будет меньше. Когда мы имеем дело с абсолютным злом, больше подходит буддистская философия с её представлением о «карме» и неминуемости наказания. Эта философия знакома русским людям по двум поговоркам: «Кто с мечом к нам придёт от меча и погибнет» и «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». Так же, как в этих пословицах, в метафизике восточной мысли особое внимание уделяется тому, что нарушивший равновесие и привнёсший в мир несправедливость должен погибнуть именно от того оружия, с которым пришёл. Таким образом восстанавливалось равновесие и не возникало цепочки злых дел, которые впоследствии могли стать реками боли и океаном ужаса.

Парадоксальным образом именно в восточной философии Гитлер пытался найти подтверждение своим идеям. Он надеялся на Востоке найти ключ к тайнам, которые позволят ему создать сверхчеловека. И конечно же, нашлось множество шарлатанов, которые за различные привилегии рассказывали то, что обезумевшим от собственной важности людям было приятно слышать. Философия ницшеанства, которая являлась семенем, упавшим в душу униженных, но гордых германцев, никоим образом не совмещается с восточной философией  ни с буддизмом, ни с более древними религиями. Восточная мысль, декларирующая связь всего и вся, не выделяла человека как некого бога, способного по своему разумению проектировать Вселенную. В восточной философии особое внимание уделялось тому, что любая несправедливость в итоге будет наказана, любая неровность выровнена. Нам тоже знакомо это. Не совсем как философия, скорее, как народная мудрость: «сколь верёвочка ни вейся, а конец будет». Эта поговорка показывает доверие русского человека к богу и к судьбе. Русский человек видит себя не столько архитектором, сколько частью единой симфонии. Гордый и обезумевший ницшеанец, попирающий Бога и судьбу, отнюдь не Прометей, возлюбивший людей и наперекор Богам заявляющий о своём праве. Это скорее Люцифер, падший ангел, который бросает Богу в лицо упрёк. Он утверждает, что нужно убить Бога и создать новый мир. Более того, как писал Ницше, неслучайно окончивший свою жизнь в доме для умалишённых, Бог умер.

Остановиться «серийным» убийцам невозможно. В основе их сознания лежит сложное патобиологическое состояние, некая болезненная система, которая начинает работать как при эпилепсии. Вбирает в себя определенную энергию как конденсатор, затем происходит ее мгновенный выплеск и возникает эпизод-убийство. И здесь у них минимальные возможности справиться с собой. Поэтому они признаются, как правило, ограниченно вменяемыми, хотя и подлежат наказанию. В мозгах у них проблема криминально-психиатрическая, без врача здесь обойтись нельзя. В любом случае, даже за решеткой, их надо лечить, предупреждая тяжкие социальные последствия и людские потери, так как без терапии и реабилитации после каждого освобождения преступления совершаются в обязательном порядке. Причем гораздо быстрее и гораздо тяжелее. (Интервью психиатра Бухановского, эксперта по серийным убийцам, почетного члена Ассоциации европейских психиатров, члена Американской академии судебных наук, заведующим кафедрой психиатрии и наркологии Ростовского государственного медицинского университета).

Можно было бы задумчиво сесть в позу лотоса и наблюдать, как разворачивается эпическая картина восстановления равновесия, как обезумевшие крысы начнут пожирать друг друга. Но, к сожалению, у нас один с ними общий мир. И во имя любви, о которой говорил Христос, во имя той любви, за которую умирали советские люди, нужно встать на стражу идеалов Добра.

 

Рената Зафронская, РВС.

Регион: