Опять за старое: в Госдуме решили «упростить» ЕГЭ по русскому языку

Обеспечить любой ценой страну инженерными кадрами — вот главная мысль и головная боль депутатов и чиновников. Власть интуитивно хватается за те средства, которые поддаются регулировке понятными ей механизмами: выделить финансирование, увеличить число бюджетных мест в вузах или снизить проходной балл ЕГЭ. Остальные способы либо туманны и непредсказуемы (изменение системы образования), либо неприемлемы (смена общественных настроений с потребительских на мобилизационные).
 
В Госдуме в очередной раз начали обсуждать с правительством возможность замены ЕГЭ по русскому языку зачётом по минимальному уровню при поступлении в педагогические вузы. Неграмотный преподаватель естественных наук будет выглядеть очень странно, но, возможно, инициатива депутатов подразумевает распространение нововведения на технические специальности?
 
Это вполне возможно, учитывая популярность педвузов, средний конкурс в которые составил в 2023 году 12 человек на место. Поэтому облегчать поступление в них было бы нелогично, тогда как в технические вузы, вроде бы напрашивается само собой.
 
Ничего нет легче для технического вуза, чем ввести вместо сложного ЕГЭ по русскому языку экзамен по профилю, на который должен поступить будущий инженер. Действительно, такие абитуриенты могли бы сосредоточиться на профильных предметах уже в школе, повысив тем самым свой базовый уровень в выбранной области знаний.
 
А как быть с тем, что уже сейчас в вузах недобор на технические специальности даже при низких проходных баллах и ЕГЭ тут ни при чем? Грызть гранит естественных наук вчерашним школьникам трудно, работа потом непрестижная и низкооплачиваемая.
 
То ли дело — стать бизнесменом либо работать за компьютером в офисе, совсем уж на худой конец — разносчиком и курьером. Для детей всё выглядит просто: деньги есть, абстрактных знаний для этого не надо («деньги любят счёт» не в счёт) — все нужные навыки предельно конкретны и понятны.
 
Конечно, депутаты и чиновники не дети, но ситуация более чем удобна для власть имущих: простые люди не задают сложных вопросов, а потому — даёшь мещанина и обывателя! Именно в этой логике лежит постоянное стремление чиновников исключить из школьного курса изучение русской классической литературы, которая по своей сути предельно антимещанская.
 
Русский язык, так же как и русская литература, — плоть от плоти тех глубинных культурных кодов, которые не дают устроить на подвластной им территории уютный мирок в столь обожаемом постсоветской номенклатурой бюргерском стиле.
 
Заметьте, депутаты предлагают «понизить планку» для поступления в педагогический вуз именно за счет русского языка, а не обществознания, которое тоже обязательно сдают будущие преподаватели. Причиной тому — предельная политизированность обществознания, которое призвано привить школьникам лояльность к власти.
 
Приобщение к культуре не гарантирует лояльности, но «поднимает планку» для самой власти, которой еще нужно как-то обосновать свою легитимность. Принцип «власть для народа» совсем не то, что «народ для власти».
Как бы то ни было, но грамотными должны быть все — и гуманитарии, и «технари».
 
Иначе Запад нас сомнёт. Неспроста президент РФ Владимир Путин, говоря о необходимости повышения уровня образования, заявил: «Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники». Опыт СССР, который смог выстоять против западного фашизма в лице гитлеровской Германии и победить, тому подтверждение.
 
Это было бы невозможно в том числе без развитой промышленности и инженерных кадров, появившихся благодаря советской системе образования, которая была лучшей в мире.
 
Роман Якин