Министру внутренних дел
Российской Федерации
генерал-полковнику полиции
В.А. КОЛОКОЛЬЦЕВУ
Уважаемый Владимир Александрович!
Мы, представители патриотически настроенного гражданского общества, отслеживаем и анализируем негативные явления действительности, способные нанести вред интересам государства и ущемить права и свободы человека.
К одному из таких явлений в настоящее время относятся массированные попытки дискредитации основополагающего общественного института – семьи путем распространения в средствах массовой информации и среди представителей власти недостоверной информации о якобы высоком уровне семейного насилия, что побуждает федеральные и местные органы власти разрабатывать программы по борьбе с семейным насилием.
В то же время, согласно данным официальной статистики МВД России, опубликованной в авторитетных научных изданиях, в структуре насильственной преступности в отношении несовершеннолетних родительское насилие составляет примерно 12%. В отношении женщин семейное насилие занимает около 18%. Это характеризует несемейную сферу как наиболее опасный источник преступных посягательств и актуализирует необходимость предупреждения преступлений именно в этой области.
Тем не менее, на уровне федеральных органов власти активно обсуждается проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» (далее – ПФЗ), нацеленного на предупреждение насильственной преступности не на «бытовой почве», а исключительно в семейной сфере. Так, в июле 2014 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека указанный законопроект был рассмотрен и одобрен. Однако, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил провести общественное обсуждение ПФЗ, по итогам которого гражданское общество при участии экспертов в области права выступило с резким его осуждением.
Данный ПФЗ искусственно противопоставляет семейно-бытовую и общественную сферы человеческих отношений, делая акцент на опасности первой, выделяя только категорию семейно-бытового насилия, и направлен на борьбу исключительно с ним. В то же время, правильнее было бы говорить о предупреждении насилия в целом, поскольку между обществом и семьёй нет охраняемых государством границ, через которые насилие не могло бы проникнуть из одной сферы в другую. Таким образом, направляя свое регулирование исключительно на сферу семейно-бытовых отношений, не упоминая иные многочисленные сферы жизни человека, как: трудовые, социальные, жилищные, предпринимательские, гражданские, политические и многие другие, ПФЗ дискриминирует семейные отношения без достаточных для этого оснований. Официальная государственная статистика ГИАЦ МВД России свидетельствует о том, что лица, признанные потерпевшими от преступлений, гораздо реже становятся жертвами от членов семьи, чем от посторонних лиц.
Опасность данного ПФЗ заключается в том, что поставленная в особую категорию сфера семейно-бытовых отношений, в случае принятия данного закона будет находиться в области повышенного государственного внимания и общественного контроля, а, основываясь на положениях ПФЗ, даже без желания участников этих отношений, будет подвергаться постоянному и неконтролируемому вмешательству со стороны. Такое положение вещей посягает на естественные права и свободы человека, нарушает целый ряд конституционных принципов. Например, принцип равенства перед законом и судом, который запрещает любые формы ограничения прав граждан, в том числе, по признакам социальной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ). Установление проектом закона контроля над семьей и семейно-бытовыми отношениями осуществляется именно по признаку социальной принадлежности человека к семье или семейно-бытовой общности.
Введение контроля со стороны государства и неограниченного, а также неопределенного числа общественных организаций, которые наделяются правом выявлять семейно-бытовое насилие и оценивать его, также нарушают «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23 Конституции РФ). В рамках этого права, только сам человек способен определить, когда и в какой степени были нарушены его права, и обратиться за защитой, за исключением случаев, когда правоохранительные органы, несмотря на желания потерпевшего, обязаны защищать в установленном законом порядке его права и законные интересы.
Кроме того, ПФЗ пытается ввести новые правовые разновидности насилия («психологическое насилие», «экономическое насилие»), которые будут распространяться исключительно на сферу семейных и семейно-бытовых отношений, чем опять поставит семейную жизнь в неравное положение с иными сферами жизни человека. Введение на уровне законодательства новых видов насилия повлечет увеличение возможности привлечения членов семей к правовой ответственности. А, учитывая субъективность данных понятий и их оценочный характер, будет способствовать росту злоупотреблений чиновников и коррупции.
ПФЗ также не состоятелен в том плане, что помимо новых видов насилия, введение которых в правовом поле сомнительно, он устанавливает правонарушения за «физическое», «сексуальное» насилие, которые и без того регламентируются действующим законодательством, а лица, применившие такое насилие, подпадают под уголовную или административную ответственность. Предусмотренная ответственность правонарушителя, согласно действующему законодательству, не зависит от его участия в семейно-бытовых отношениях, хотя в некоторых случаях, этот факт может быть как отягчающим, так и смягчающим вину обстоятельством. Это же касается и других понятий. Например, вводимое ПФЗ понятие «экономическое насилие», помимо прочего предполагает уклонение от уплаты алиментов, что в настоящее время является составом преступления. В целом, установление параллельной ответственности исключительно для участников семейно-бытовых отношений, приведет к неуместному дублированию правовых норм и сложности правоприменения.
Интересен тот факт, что ситуация с преступностью в отношении несовершеннолетних за рубежом гораздо более опасна по сравнению с российской действительностью, несмотря на то, что очень схожие с данным ПФЗ законы в этих странах были приняты уже давно.
Таким образом, принятие федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» приведет не только к нарушению прав и свобод человека, дублированию законодательства, искусственной криминализации членов семейно-бытовых отношений, но и к разрушению брачно-семейных отношений, ослаблению межпоколенных связей, поскольку возводит семейные, семейно-бытовые отношения в особую сферу повышенной опасности. Можно прогнозировать, что общественные отношения, которые будут складываться после принятия данного закона, приведут к снижению числа людей, вступающих в браки, и росту числа разводов, а также к снижению рождаемости.
Убеждены, что противодействие бездумному копированию западных законов и программ по борьбе с явно преувеличенным и даже мифологизированным семейным насилием будет способствовать сохранению семей, а значит и обеспечению государственных интересов России.
Мы знаем, что 27 марта т.г. состоится заседание Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений, на котором планируется выступление уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Панфиловой с темой о необходимости профилактики семейно-бытового насилия и принятия ПФЗ.
Просим Вас поддержать патриотически настроенное гражданское общество в противодействии принятию данного закона, способствующего разрушению семьи и искусственной криминализации общества, а также других программ, акцентирующих внимание на борьбе исключительно с семейным насилием, обсуждение которых состоится, в том числе на заседании Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений, запланированной на март 2015 г.
С уважением,
Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) О.В.Леткова
Общественная организация защиты семьи
«Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) М.Р.Мамиконьян
Российское информационное агентство «Иван Чай» Э.Ю.Жгутова
Институт демографической безопасности И.Я.Медведева
РОО «Семья и мир» А.Кисличенко
«Русские матери» И.Бергсет
13.03.2015 г.