Валентин Серов. Солдатушки, бравы ребятушки... 1905
Открытое письмо Президенту России против внедрения цифровых пропусков
Президенту РФ В. В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
В Москве введен режим «повышенной готовности» в связи с распространением коронавирусной инфекции. Поддерживая необходимость принятия санитарно-эпидемиологических мер в целях противодействия распространению заболевания, мы считаем неприемлемым введение неадекватных и несоразмерных ограничений конституционных прав граждан решениями органов власти Москвы.
Просим Вас обратить внимание на то, что под видом борьбы с инфекцией в столице вводится система тотальной электронной слежки за гражданами, которая никак не обоснована с санитарно-эпидемиологической точки зрения и грубо нарушает Конституцию и федеральные законы. Аналогичная ситуация складывается в ряде других регионов.
11 апреля 2020 г. мэром Москвы подписан Указ № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории г. Москвы в период действия режима повышенной готовности», согласно которому для поездок по Москве на личном и общественном транспорте необходимы специальные цифровые пропуска для граждан старше 14 лет. С 15 апреля 2020 года наличие таких пропусков станет обязательным.
Для поездок на работу оформляется цифровой пропуск до 30.04.20 (п. 4.1.). Чтобы его получить, гражданину необходимо ввести на сайте mos.ru (или сообщить по телефону Правительства Москвы) свои данные: ФИО, реквизиты паспорта, номер телефона, номер транспортного средства (для передвижения на личном транспорте), наименование и ИНН работодателя, номер транспортной карты (при наличии).
Для передвижения по городу в других целях необходимо сообщить аналогичные персональные данные и маршрут передвижения; при этом цифровой пропуск можно получить на один день и не чаще двух раз в неделю (п. 4.3.).
Для поездки в медорганизацию цифровой пропуск выдается сроком на один день и требует сообщить среди прочего дату рождения гражданина, наименование медорганизации и маршрут передвижения (п. 4.2.).
Пропуск выдается в электронном виде и представляет собой специальный код, состоящий из цифр и букв, первые 4 знака которого означают дату окончания срока действия пропуска, остальные 12 знаков позволяют идентифицировать его владельца и цель поездки. QR-код на пропуске обеспечивает проверку сведений сотрудниками контролирующих органов. При этом городские власти оставляют за собой право проверить достоверность сообщаемых сведений «через соответствующие информационные системы» (информация с сайта мэра Москвы).
Считаем, что введение цифровых пропусков как условия передвижения граждан на транспорте по городу неприемлемо и противозаконно по следующим причинам.
1. Указ мэра Москвы грубо нарушает статьи 23, 24 Конституции РФ.
Мы поддерживаем принятие обоснованных санитарно-эпидемиологических мер для противодействия распространению инфекции. Однако Указ мэра Москвы предусматривает вторжение государственных органов в частную жизнь граждан путем автоматизированного сбора и использования данных о частной жизни для выдачи цифрового пропуска как условия передвижения граждан на транспортном средстве по городу.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Ни один федеральный закон не позволяет ограничивать конституционные права, установленные ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции, для передвижения граждан по территории в режиме «повышенной готовности»; а именно как ограничение указанных прав следует квалифицировать предусмотренные Указом правила по обработке персональных данных граждан в качестве условия выдачи цифрового пропуска.
Следует обратить внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ права, предусмотренные ч. 1 ст. 23, ст. 24 Конституции РФ, не подлежат ограничению даже в режиме «чрезвычайного положения» (ЧП), то есть при более угрожающей ситуации, чем режим «повышенной готовности». Режим ЧП вводится лишь в особо опасных ситуациях («при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ», ст. 3 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). Между тем, в Москве нет режима ЧП, и получается, что в менее опасной ситуации «повышенной готовности» принимаются меры, гораздо более серьезно ограничивающие конституционные права граждан, чем это допускает даже режим ЧП.
Причина таких действий органов власти Москвы видится исключительно в «удобстве» контроля за гражданами в электронном режиме.
Между тем, даже в отношении федеральных законов, которые только и могут ограничивать права граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции, Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал: «Цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П).
2. Указ мэра Москвы унижает человеческое достоинство.
Цифровой пропуск предполагает присвоение номера-идентификатора гражданину.
Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать: согласно ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (ФИО).
Идентификация человека номером унижает его человеческое достоинство.
Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя… иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы».
На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 — 1 октября 1946 г. г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. В канун 75-летия победы в Великой Отечественной войне принятие в столице нашей Родины акта, который присваивает номерной идентификатор гражданину, является особенным проявлением цинизма. По ст. 21 Конституции РФ действия, умаляющие человеческое достоинство, запрещены даже в период действия ЧП (ч. 3 ст. 56 Конституции), которого в Москве нет.
3. Указ мэра Москвы нарушает права верующих.
Согласно ст. 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Для многих граждан, исповедующих православие, принятие цифрового идентификатора неприемлемо по религиозным соображениям.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
В ответ на обращение Патриарха Администрация Президента РФ в 2014 году сообщила: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).
Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), не говоря о режиме «повышенной готовности», для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких решений.
Между тем, органы власти Москвы принимают нормативный акт, который прямо противоречит позиции ГПУ Президента, основанной на Конституции.
4. Указ мэра Москвы грубо нарушает федеральное законодательство.
4.1. Указ мэра Москвы нарушает ФЗ РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно ст. 6 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. В указанном перечне случаев отсутствует выдача цифровых пропусков в режиме «повышенной готовности».
4.2. Указ мэра Москвы нарушает ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем госуслуги в традиционной, неэлектронной форме, а заявители имеют право требовать оказания услуги в указанной форме (ст.ст. 4, 5, 6).
Указ мэра Москвы лишает граждан этого права, поскольку прямо устанавливает обязанность получать цифровой пропуск на передвижение по городу. О необходимости сохранять традиционную форму взаимодействия органов власти с гражданами сказано также в подп. «д» п. 40 Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.
5. Угрозы утечки данных.
В пункте 14 Доктрины информационной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646, сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности, … увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий».
В результате утечек данных (в том числе за рубеж) могут наступить самые неблагоприятные последствия для многих граждан и страны в целом, что абсолютно игнорируется Указом мэра Москвы, предполагающим сбор и хранение персональных данных, включая информацию о ежедневных передвижениях (с адресами, целями, маршрутами), в отношении миллионов граждан.
Отметим, что аналогичная московской система вводится в Московской области (Постановление Губернатора Московской области 11.04.2020 № 177-ПГ). Причем, по данным СМИ, для выдачи цифрового пропуска в области планируется принуждение к сдаче биометрических данных (фото лица), что грубо нарушает ФЗ РФ «О персональных данных».
Введение необоснованных ограничений конституционных прав граждан региональными властями грозит резким падением доверия населения к власти в целом, причем, в том числе консервативно настроенных слоев, традиционно поддерживающих власть. Граждане возмущены и многими другими ограничительными мерами, которые оцениваются как несоразмерные эпидемиологической ситуации, такие как запрет прогулок с детьми даже при соблюдении социальной дистанции (на фоне возможности прогулок с собаками), закрытие для прихожан православных храмов, культовых сооружений иных конфессий, нарушающее ст. 28 Конституции РФ, даже при соблюдении социальной дистанции (особенно на фоне открытых и заполненных магазинов и транспорта) и т. п. Но легализация цифровой слежки за гражданами способна стать последней каплей, поскольку вызывает серьезнейшее и справедливое возмущение у большинства граждан вне зависимости от политических воззрений. Подобные антиконституционные решения, подрывающие основы свободы личности, способны привести к социальной дестабилизации, массовым протестам, создать угрозу национальной безопасности.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы всемерно поддерживаем применение обоснованных санитарно-эпидемиологических ограничений, но настоятельно просим Вас как гаранта Конституции принять меры противодействия неправомерным решениям органов власти г. Москвы и других регионов по введению системы цифровых пропусков как условия передвижения граждан.