Педпросвет РВС: что должны знать дети младшего школьного возраста о гигиене в быту

Что должны усвоить дети.

  • Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
  • Ежедневно принимай душ.
  • Утром умывайся, чисти зубы, уши, мой шею.
  • Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
  • Всегда мой руки перед едой, после работы, после посещения туалета.
  • Коротко стриги ногти на руках и ногах. Научись пользоваться носовым платком.
  • При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
  • Содержи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены, причесаны или заплетены в косы.
  • Каждый день чисти свою обувь.
  • Следи за чистотой одежды.
  • Перед входом в школу вытри ноги. Войдя в школу, мальчики должны снять шапку.
  • Не мешая другим, разденьтесь, обуйте сменную обувь, аккуратно повесьте свою одежду на вешалку.


Методические советы учителю.

Уже в первой четверти (триместре) первоклассники могут и должны выполнять обязанности санитара. Санитаром должен побыть каждый ученик по очереди. Дежурный санитар проверяет чистоту рук, лица, шеи, воротничков и манжет. Учитель помогает санитарам, обращает их внимание на то, что они не умеют заметить сами. Педагог и сам обращает внимание на тех, кто приходит в школу с грязными руками, плохо причесанным, неопрятным, говорит об этом с родителями, просит их обратить внимание на ребенка.
 
Научить детей правильно выполнять правила гигиены, приучить их к порядку, аккуратности помогает занятие «Мойдодыр».
Незадолго до занятия на адрес школы должно прийти настоящее (его необходимо предварительно отправить с почты) письмо от «Мойдодыра». Учитель зачитывает письмо детям:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я и мои помощники организовали общество друзей чистоты. Членами этого общества могут быть только те дети, у которых есть мыло, зубная щетка и зубная паста, расческа и которые умеют ими пользоваться. Все желающие вступить в наше общество должны выдержать экзамен. Посылаю вам вопросы для экзамена. Ваш Мойдодыр».
 
Вопросы в письме составлены в соответствии с правилами «Что должны усвоить дети». Учитель знакомит детей с содержанием этих вопросов, рассказывает, как будет проходит встреча с Мойдодыром.

Предлагает детям в назначенный день принести в школу физкультурную форму, личные зубную щетку и пасту, расческу, полотенце, мыло в мыльнице. Также детям необходимо принести лист, на котором записан режим дня ребенка.

В зависимости от материально-технических условий (наличия раковины в классе и т.д.) необходимо предусмотреть наличие тазов, кувшинов, ведра для воды. Даже если есть раковина, будет лучше, если дети дополнительно научатся умываться с помощью друг друга: один ребенок аккуратно поливает из кувшина (кружки), другой умывается над тазом.

Костюмы Мойдодыра и помощников нужно сделать с более старшими детьми из другого класса. Это в свою очередь поможет наладить отношения между младшими и старшими школьниками (и их учителями), что оказывает свое, незаменимое воспитательное влияние как на старших, так и на младших. Также к занятию необходимо приготовить инсценировку отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
 
На занятие дети приходят особенно подтянутые: чистые, аккуратно причесанные и одетые, опрятные. Начинается занятие с напоминания о письме Мойдодыра, далее учитель предлагает одному – двум ученикам показать, как нужно правильно умываться, причесываться, чистить зубы. Обязательно нужно задать вопросы: «Почему это нужно делать сейчас в физкультурной форме, а не в школьной? Как правильно чистить зубы? Нужно ли умываться каждое утро? А нужно ли мыть шею?».

Учащиеся отвечают на вопросы, а затем обсуждают, правильно ли совершают утренний туалет названные дети. Далее лучше устроить соревнование отрядов (команд, звездочек), кто лучше и при этом быстрее умоется, почистит зубы.
 
После соревнования учитель обращается к классу: «А у нас все умываются утром? Все ли утром делают зарядку? Не забываете ли вы умываться вечером? Кто принимает душ каждый день? Во сколько вы ложитесь спать? В какое время встаете?».

Идет беседа о режиме дня. Дети рассказывают, как они проводят день, какие обязательные совместные мероприятия проходят вместе со всеми членами семьи. Есть ли в режиме дня время на обязательное чтение? Кто читает и кому?
 
На доску учитель вывешивает плакат с примерным режимом дня: «Помни твердо, что режим людям всем необходим».
В заключении учитель спрашивает детей, считают ли они себя членами общества друзей Мойдодыра. В это время раздается стук в дверь и в класс входит Мойдодыр с помощниками. У всех на груди бейджи, у помощников рисунки на бейджах закрыты листом бумаги.

Мойдодыр здоровается с ребятами и напоминает им:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам,
Стыд и срам!»


Затем Мойдодыр предлагает отгадать имена помощников.
 
1й помощник:
«Обо мне говорят:
Гладко, душисто,
моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было …»
(Мыло). Ответ хором.
Первый помощник открывает рисунок на своем бейдже.
 
2й помощник:
«Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит».
(Зубная щетка).
Второй помощник открывает рисунок на своем бейдже.
 
3й помощник:
«Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей».
(Расческа).
Третий помощник открывает рисунок на своем бейдже.
 
После того, как дети узнали всех помощников, Мойдодыр просит назвать самого важного и самого главного его помощника.
В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что это – вода.
Мойдодыр с помощниками декламирует:
«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,   
Всегда и везде

Вечная слава воде!»
 

После этого в классе появляется Грязнуля – неумытый, растрепанный, с грязными руками, небрежно одетый, без сменной обуви. Он со слезами и страхом рассказывает, как от него «всё убежало». Начинается небольшая инсценировка стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
 
В заключении детям дается задание рассказать дома все, что они услышали на занятии.

Важно!!! После проведения занятия в классе организуется «Уголок Мойдодыра». В нем находится мыло, полотенце, зеркало, щетка для одежды, губка для обуви. Общие ножницы и расческу в этот уголок класть нельзя, так как это предметы личного пользования (возможно распространение педикулеза и других болезней).

Дети, которые приходят в школу неаккуратными, с помощью санитаров учатся приводить себя в порядок. Требование приходить в школу чистыми и опрятными предъявляется учителем и санитарами постоянно, пока это не станет привычкой для всех.

Приучая детей к аккуратности и чистоте, учитель обращается за помощью и поддержкой к родителям, привлекает их к этой работе.


Материал к теме

Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!

Ваш Тувим

Перевод с польского С. Михалкова  
 
ДИМКА-САНИТАР

Петя очень не любит мыться. Он говорит, что от мытья только кожа зря стирается.

А Димка-санитар каждую перемену водит нас мыть руки. По утрам Димка приходит раньше всех и у две­рей каждого внимательно проверяет.

И больше всех попадает Пете. У него или ногти под­стрижены только на одной руке, или уши грязные. Не­давно Петя проспал и так торопился, что надел форму задом наперед. А один раз Петя посадил себе на голову большую кляксу. Димка сам мыл Пете голову с мылом, только эта клякса не отмылась. И Петя целый день про­ходил с кляксой.

Петя всегда хочет проскочить мимо Димки в класс. А Димка очень ловкий, он еще ни разу не пропустил ни­кого без проверки.

В понедельник Димка опять поймал Петю.

— Почему у тебя ботинки грязные? — спросил Димка.

А Петя не знал, что ответить. Он сказал:

— Это не я! Это бабушка. Она сегодня проспала.

Тут все наши ребята засмеялись. Петя, оказывается, не умеет сам ботинки чистить! А Пете стало очень стыдно. Теперь он сам смотрит за собой. Теперь он всегда чистый и аккуратный.

М. Разумовская.

Подготовила: Анна Кульчицкая, РВС