Почему США и Китай сцепились за право первыми высадиться на Луне

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880
У жителей Земли есть один праздник, посвященный самому к нам близкому небесному телу — Луне. Он так и называется «День Луны» и отмечается 20 июля в честь высадки людей на Луне, которая, как утверждают американцы, состоялась 20 июля 1969 года.

Несмотря на многочисленные земные проблемы, человечество не оставляет мечты выйти за пределы земной орбиты и закрепиться на других планетах Солнечной системы, а потом двинуться дальше. Современная реальность, казалось, должна была похоронить эти устремления, однако факт остается фактом: все страны, у кого есть хоть малейшая возможность для этого, стремятся достичь Луны.

Читайте также: Луна вскоре станет новым Клондайком. Кто первым застолбит лучший участок?

Более-менее реальные планы на Луну сейчас имеют США, Китай, Россия и Индия, а фаворитами лунной гонки являются США и Китай. В свое время СССР имел огромное преимущество перед остальными участниками лунной гонки — страной были совершены 24 лунные экспедиции.

Однако крушение в 1991 году, голодные 90-е годы, движение в фарватере Запада в 2000-х сделали свое дело, стране стало совсем не до Луны. Лишь в последние годы вышла наконец на финишную прямую миссия «Луна-25», но об этом стоит поговорить отдельно.

В США существует программа освоения Луны — Artemis, состоящая из десяти этапов. Согласно этому плану, высадка людей на Луну (Artemis-III) должна состояться в 2025 году, и первый этап — Artemis-I, в ходе которого космический корабль Orion совершил беспилотный облет Луны, уже пройден. Итогом программы (Artemis-X) должно стать основание обитаемой лунной базы приблизительно к 2033 году.

Китайские планы традиционно более закрытые, но некоторые подробности в последнее время стали появляться в печати. В мае текущего года заместитель директора Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) Линь Сицян на пресс-конференции в центре запуска спутников Цзюцюань 29 мая заявил:

«Недавно начался этап высадки на Луну китайской программы исследования Луны с экипажем. Основная цель — впервые отправить китайских астронавтов на Луну к 2030 году».

А подробности китайского плана по освоению Луны были представлены на 9-м Китайском (международном) коммерческом аэрокосмическом форуме в городе Ухане, провинция Хубэй. С докладом о предварительном плане выступил заместитель главного конструктора CMSA Чжан Хайлянь.

Схема миссии, по словам Чжан Хайляня, такова: с Земли стартуют две ракеты-носителя Long March 10, из которых одна ракета выведет на транслунную траекторию космический корабль с экипажем, а вторая — лунный посадочный модуль. Стыковка корабля с экипажем и посадочного модуля должны состояться на орбите Луны.

Масса полезного груза каждой из ракет-носителей для транслунного перелета составит 27 тонн. Отметим, американцы тоже планируют в рамках Artemis-III стыковку корабля с экипажем и посадочного модуля на орбите Луны, но они собираются предварительно разместить на лунной орбите окололунную станцию Gateway.

Китайцы сообщают, что пилотируемый космический корабль нового поколения будет иметь массу 26 тонн и будет способен совершать полеты в дальний космос и высокоскоростной вход в атмосферу. Беспилотный полет китайский пилотируемый корабль нового поколения, пока не имеющий собственного имени, совершил в 2020 году.

Длительность полета составила около трех суток, корабль в результате серии маневров смог подняться на орбиту высотой около 8000 километров. Новый китайский пилотируемый корабль имеет высоту 8,8 метра. Диаметр возвращаемого модуля составляет 4,5 метра.

«Первый многоразовый космический корабль Китая будет запущен уже в 2027 году», — сообщил Чжан Хайлянь. На этот же год запланирован испытательный старт Long March 10A — двухступенчатой низкоорбитальной версии транслунной ракеты-носителя.

Чжан Хайлянь заявил, что миссия очень чувствительна к ограничениям по массе, а это означает, что необходима легкая и интегрированная конструкция. «Нам также необходимо использовать передовые материалы и конструкции, чтобы повысить эффективность конструкции и строго контролировать вес», — сказал Чжан.

Также сообщается, что частью оборудования лунной миссии Китая будет луноход. Он будет иметь массу 200 кг, вмещать двух астронавтов и иметь дальность автономного перемещения 10 км.

Кроме того, 17 июля CMSA объявило о приеме предложений по созданию научной полезной нагрузки для лунного посадочного модуля. Приглашение предназначено для научно-исследовательских институтов, университетов и высокотехнологичных предприятий. Лунные научные исследования должны быть сосредоточены на таких областях, как лунная геология, физика, наблюдения на Луне и использование ресурсов Луны для постройки лунной станции.

Надо отметить, что для подготовки пилотируемой экспедиции на Луну в Китае запланирован ряд роботизированных миссий. К ним относятся миссия «Chang’e-6», старт которой намечен на 2025 год и целью которой является доставка образов грунта с обратной стороны Луны на Землю, миссия «Chang’e-7», состоящая из орбитального модуля, посадочного модуля, лунохода и летающего мини-зонда. Высадка запланирована на Южном полюсе в 2026 году, задачей миссии является поиск воды на южном полюсе Луны.

Далее должна последовать миссия «Chang’e-8», запуск которой в настоящее время запланирован примерно на 2028 год. Планируется, что это будет миссия по использованию ресурсов Луны на месте и испытание технологии 3D-печати. В целом «Chang’e-8» предназначена для проверки технологий, необходимых для постройки лунной базы.

Вообще китайская лунная программа производит впечатление основательного похода. И особенных сомнений в успехе китайской экспансии на Луну нет. Пока американцы находятся несколько впереди своих китайских соперников, у США уже есть корабль, совершивший беспилотный облет Луны. Китайский же корабль, как писалось выше, пока только совершил беспилотный полет на орбите Земли. Artemis-III предполагает высадку к 2025 году, а Китай планирует высадку лишь в 2030-м.

Читайте также: В США разминают тему НЛО. Насколько мы близки к «контакту третьего рода»?

Однако кто окажется на Луне первым, определяется всё же не планами, а реальной технологической мощью. И сегодня мы наблюдаем за схваткой сверхдержав в космосе. ВВП Китая уже сравнялся с ВВП США, и общий тренд, похоже, не намерен меняться. Если Китай обойдет США и в лунной гонке, то звание державы № 1 по праву должно достаться Поднебесной.

Допустят ли это США, понимая, что с экономической и технологической позиций они почти автоматически утратят позиции политические, — вопрос риторический. Понятно, что постараются не допустить. Вопрос лишь в том, что они для этого сделают — развяжут мировую войну, запустят новый раунд пандемии или на худой конец «организуют» встречу с пришельцами — не так уж и важно.

Сергей Бобров

ИА Красная Весна