Половое просвещение: как далеко это может зайти

Перевод статьи  "Hautaufgaben. Orgasmus in der Grundschule, Analsex in der Mittelstufe - worüber müssen Schüler Bescheid wissen? Zwischen Eltern und Pädagogen tobt ein Streit, der selbst unter die Gürtellinie geht" газеты Süddeutschen Zeitung

Уроки рукоблудия

Оргазм - в начальной школе, анальный секс – в средних классах. Что еще надо рассказывать школьникам? Между родителями и педагогами разгорается конфликт ниже пояса.

«Нацист» или «гомофобная  мразь»- уже нескольких месяцев электронные письма с таким содержанием получает Маттиас  Эберт.  Иногда ему просто советуют сдохнуть.  Маттиасу 28 лет, у него 4 детей. Он живет в земле Северный Рейн – Вестфалия, рядом с городом Зиген. В прошлом году он познакомился с Мартенсами – семьей, в которой 9 детей, глубоко верующими христианами.

Евгений Мартенс, папа, только что вышел после однодневного заключения. Его дочь, ученица четвертого класса, покинула урок сексуального просвещения, потому, что ей, как она сама говорит, стала плохо, и она отказалась возвращаться на урок.  Отделение Минобразования за это оштрафовала родителей на 150 евро.  За отказ платить штраф отец был арестован.  Спустя 3 месяца прокуратура пригрозила арестовать и мать, на тот момент беременную. И тогда Маттиас Эберт задался вопросом «В какой стране мы живем?».

В январе этого года он вместе и тысячей других людей вышел перед Кельнским собором на демонстрацию против раннего сексобучения детей в детских садах и школах. Эберт говорит, что, в основном, это были такие же, как и он сам возмущенные родители. Возмущенные тем, что с недавних пор малышей в детских садах побуждают играть в доктора. Игра, которая включает в себя, например, ощупывание попы другого ребенка. Что в некоторых начальных школах раздается брошюра «Маленькая азбука тела» Федерального Информационного Центра Здравоохранения, в которой разъясняются вопросы химической контрацепции, таблеток «после» и вагинальной секреции. Что в начальной школе Кельн – Линденталь девятилетним детям нужно было ответить на вопросы «что это значит – заниматься сексом?» или «что такое оргазм?»  Уже много раз возмущались родители тем, что они ни на этот учебный план повлиять не могут, ни даже узнать какие именно учебные материалы будут использованы школой. «Я не против полового просвещения» - говорит Эберт, вспоминая свои занятия в пятом и шестом классах. Тогда речь шла о том, как пользоваться презервативом. «Но с дошкольниками и младшими школьниками нужно ведь быть осмотрительным».

Как далеко можно зайти детским садам и школам секспросветом? Об этом в Германии вот уже несколько месяцев не затихают жаркие дискуссии. Кроме Кельна протесты родителей были уже во Франкфурте, Штутгарте, Аугсбурге, Дрездене и Ганновере. Секспедагоги, напротив, едины в своем мнении - чем раньше, тем лучше. И что школьники, а еще лучше, дошкольники должны знать, о том, что существуют иные формы отношений кроме гетеросексуальных – гомосексуальное партнерство, би- и транссексуальность.

Еще не так давно государство и общество маргинализировали и дискриминировали сексуальные меньшинства. Теперь же новая линия сексуального просвещения поддерживается почти всеми политическими партиями Германии. Возможно имеется ввиду – не повторять ошибки прошлого. «Речь не идет о раннем сексуальном обучении, а о воспитании толерантности, восприятия другого, при которых каждым может развивать свою собственную, в том числе и сексуальную, индивидуальность» - так говорит, например, Бьерн Ферстерлинг, депутат в Ландтаг Нижней Саксонии от СвДП. И только лишь «Альтернатива для Германии», Партия Верных Библии Христиан и праворадикальные партии поддерживают демонстрации «Обеспокоенных родителей» - так Маттиас Эберт назвал свою группу в земле Северный Рейн – Вестфалия. Не в последнюю очередь из-за этой поддержки и воспринимается это родительское движение как сборище реакционеров и консерваторов. Не помог даже призыв Эберта к гомосексуалистам - противникам демонстрации в Кельне: «Присоединяйтесь к нам, мы абсолютно ничего не имеем против голубых!»

Может нет причины родителям тревожиться? Или, все-таки, сексуальное просвещение не только освобождает, как предполагают его апологеты, но и, как утверждают многие родители, разрушает?


Насильники в Оденвальдской школе в жизни не получали сексуального воспитания

8 лет назад в журнале «Эмма» Алисе Шварцер задалась вопросом «Слишком юны для секса?» На самом деле это была констатация факта. Шварцер вышла из себя, когда узнала, что одна коллега по редакции позволяет ночевать у своей 15-летней дочери её 18-летнему другу. Все равно будут, так уж лучше дома, объяснила Шварцер более молодая коллега. «Не может быть! И это все, что могут сказать ответственные родители?» - возмущалась Шварцер. Секc – это гораздо больше чем просто телодвижения. «Нужна не только телесная, но и душевная зрелось». Публицист Барбара Зихтманн писала в том же журнале: «К сожалению, сексуализация работает. Т.е. даже если подросток сексом еще абсолютно не интересуется, ему можно насильственно внедрить взгляд с эротической точки зрения.» Просто предлагая соответствующие возможности можно форсировать преждевременное формирование эротического «Я» у детей. «А можно и не форсировать» Это ведь взрослые «свое злоупотребление с подрастающим поколением прикрывают идеологией свободы» Такая жажда свободы была оправдана, когда тема сексуальности была окружена разнообразными табу. Между тем маятник качнулся в другую сторону: «Секс стал обязателен. Но тут правомочен вопрос об обязательности и для детей»

Если сексуальный интерес стимулировать слишком рано, то исчезает и спокойствие, сопутствующие интеллектуальной любознательности и открывающее детям жизненные аспекты, которые подготавливают их не обязательно к гендерным ролям. «Эта роль приходит слишком рано и завладевает всей личностью» - пишет Зихтманн. Ужа за 3 года до этого американский исследователь масс-медиа Нейл Постманн полагал в своей книге «Исчезновение детства», что детство частично тем и определяется, что «именно этот возраст необходимо оградить от взрослых секретов и особенно секретов, связанных с сексом».

В чем же разница с сегодняшней дискуссией? Журналистки из журнала «Эмма» и Посманн видел наибольшую опасность сексуального заполнения детства в рекламе, телевидении и товарах типа Барби, а не в школьных уроках. Кроме того, озабоченностью ранней сексуализацией детей витает, очевидно, в головах не только отсталых родителей. Все гораздо сложнее – сложнее, правда, и того, что многие родители себе думают.

Уве Зилерт, социальный педагог из Киля, уже 30 лет изучает половое просвещение в Германии. Он говорит: «Термин «ранняя сексуализация» сегодня применяется для борьбы против полового просвещения, которое относится к детской сексуальности очень серьезно» Этот термин подразумевает, что дети таким образом сталкиваются с темой секса слишком рано. А на самом деле все как раз наоборот: Зилерт только что завершил исследование, в котором были опрошены 100 педагогов начальных классов из земли Шлезвиг-Гольштейн и половина сообщила, что на уроках дети задавали вопросы связанный с сексом или касались тем, такому возрасту совершенно неподобающих. И Зилерта это не удивляет – никогда еще изображения сексуального характера не были настолько легкодоступны. Итак, кто же лучше всех ответит на эти вопросы детей? От ровесников можно только полузнания ожидать, говорит Зилерт. Согласно другим исследованиям, приблизительно лишь две трети детей в возрате 6-7 лет говорит с родителями о сексуальности, в возрасте 10-12 лети – всего лишь треть. «Дети не хотят смущать родителей» - объясняет Зилерт. Короче, дети и так давно уже сексуализированы, детские сады и школы должны оградить детей от страхов и ошибок, т.е. всеобъемлюще просвещать.

Зилерт участвовал в круглом столе, организованном по следам скандала, связанного с сексуальным насилием в Католической Церкви и в Оденвальдской школе. Урок вынесенный из тех времен - у насильников вообще не было полового просвещения, у них «небыло позитивных отношения к собственной сексуальности и спутали ее с жаждой власти. В конце концов они взяли то, что, как они считали, им положено по праву» - говорит Зилерт. Однако, как раз по этим пунктам критикуют его самого – именно воспитание с одобрением обходящиеся с темой секса, которое он пропагандирует, размывает границу между учеником и учителем и тем самым способствует сексуальному насилию – см. Оденвальдская школа. Зилерт отвечает, что в Оденсальдсокй школе царил «липкая, панибратская среда». А вот были бы уроки полового просвещения, вряд ли бы мог создаться такой климат, аргументирует он, «так как у жертв было бы право голоса». В пользу это тезиса говорит то, что жертвы сексуального насилии в католических интернатах зачастую молчат, потому что у них буквально нет слов, чтобы описать, что с ними произошло, такие слова, как оральный и анальный секс. Конечно, соглашается Зилерт, половое воспитание может даже выглядеть сомнительным, и для родителей, и для детей, особенно когда речь за ходит о вариантах, которые противоречат собственному жизненному опыту, например, партнёрство 2 женщин или мужчин. Но именно эти сомнения и позволяют уменьшить предрассудки.

Но что просто сомнительно, а что переходит все рамки? Элизабет Туидер, заведующая направлением социологии разнообразия в кассельском университете, издала книгу для учителей и социальных работников, содержащую 70 практических упражнений для сексуального развития. Называется она «Социальная педагогика разнообразия». В одном из упражнений 15-летние школьники должны придумать «галактические секс-практики», а к ним соответствующие секс-игрушки и даже «эротические музыкальные композиции». Цель – «противодействие слишком узкому представлении о сексуальности». В другом упражнении нужно разработать «бордель для всех», который бы удовлетворял потребностям «белого гетеросексуального мужчины» так же, как и потребностям «лесбийской транс-женщины». Школьники должны подумать о внутреннем обустройстве борделя и так же о том, кто там будет работать. Тем самым школьники будут «сенсибилизированы по отношению к маргинализированным формам жизни и сексуальным предпочтениям». Учебный план, предложенный Туидер, вызвал в обществе волну протестов. Например, писатель турецкого происхождения Акиф Пириничиа кипит от гнева на своей Facebook-страничке: «Еще 30 лет назад такую старуху упрятали бы за решетку, и не выпускали бы покуда она там не пошла на корм червям».

Фрау профессор, которая какое-то время находилась под личной охраной, недавно высказала оправдание в свою пользу, мол ее книга содержит всего лишь идеи для занятий, темы же должны выбирать сами школьники. Как и принять решение о том, будет ли идти разговор об проституции, оральном сексе или бабочках. «Основное правило: каждый или каждая в любой момент может отказаться от дальнейшего участия». Поразительно, но она признает, что школьники, проявившие большую стеснительность, в классе моментально будут попадут по издевательства других. И как показывает пример семьи Мартенс, не каждая любой момент может отказаться от дальнейшего участия.

И Туидер и Зилерт являются представителями нео-эмансипиционного полового просвещения. По их мнению, важной задачей является содействовать детям и подросткам в установлении позитивного отношения к собственному телу с собственной сексуальности. Однако в случае с упражнением Туидер «Бордель для всех», в котором речь в первую очередь о сексуальных потребностях потенциальных клиентов, нет и намека на то, что зачастую имеет место наихудший вариант эксплуатации женщин. На худой конец школьники, которым предназначены упражнения Туидер, достаточно взрослые, что осознавать негативную сторону продажной любви и сексуальности. А как на счет пятилеток? Они изучат по книге Сони Хэдринс «Как я появился? Объяснение для детей от 5 лет» чувства главных героев, Ларса и Лизы, «когда это так здорово, что лучше и быть не может, значит у Ларса и Лизы был оргазм. Вагина или пенис зудят и там становится жарко. В жидкости, которую называют сперма, находится много маленьких сперматозоидов». Эта книга в частности используется в берлинских начальных школах и детских садах. Не лучше ли рассказывать про аиста, который приносит детей?

До этого дело не доходит, и даже в католической Баварии. Волфганг Элегаст, начальник отдела биологии в министерстве культуры Баварии, ссылается на решение Федерального конституционного суда, что с 1977 школы обязаны сексуально просвещать школьников. Организация же учебного процесса, какие книги, фотографии будут использованы и какие семьи будут в процессе участвовать, находится целиков в зоне ответственности федеральных земель, школ, и, в конечном счете, конкретных учителей. Элегаст подчеркивает, учителя проинструктированы, с деликатностью относится к детям, которых родители слишком оберегают и которые не сталкивались с этой темой до сих пор. «Посещение школы, в конце концов, является обязательным» - и добавляет – «У нас в Баварии 120 000 учителей, и мы конечно знаем, что не у всех получается». В общем, дальнейшие протесты родителей предсказуемы.


Вербализация и рационализация всех углов и уголков сексуальности скорее успокаивают эротизм


Кто жалуется на сегодняшние занятия полового просвещения, не должен, однако, забывать, как выглядели эти занятия раньше. Долгое время цель занятий состояла в том, чтобы максимально долго притормаживать сексуальность детей. Что бы удержать мальчиков от мастурбации, даже наука была привлечена: один доктор медицины Ганс Гоппелер, например, писал в своей книжке «Объяснение и советы для мальчиков в возрасте полового созревания», которая продавалась в до кона 60х в Германии: «частое искусственное семяизвержение» отнимает у организма важные гормоны, и причиняет таким образом «серьёзный вред». «Физические и интеллектуальные способности уменьшаются, свежесть и гибкость ума будут оставлять желать лучшего». Швейцарский психотерапевт Теодор Бовет в 50х годы призывал в своей просветительской работе «Мужчина – мужчине» к «борьбе с нечистыми мыслями». Случись вдруг «острый приступ искушения», то, согласно Бовету, помочь может только одно – «немедленно встать из кровати и как-нибудь отвлечься, хотя бы геометрическими задачками или рисованием, или пришиванием пуговиц».

Однако еще филантропы, движение, которое возникло в конце 18 века, и которое так же выступало против растраты жизненных соков, осознали один нежелательный побочный эффект этого репрессивного сексуального воспитания: само обсуждение проблемы и приводит к дурным мыслям. А вот и их решение: постоянное наблюдения подростков, а так же инфибуляция. Это когда крайняя плоть ребенка зашивается с помощью особого рода булавки. Сексуальное просвещение, предлагаемое Зилертом и Туидер, следует, конечно, рассатривать как реакцию на те временя – больше никаких табу!

И тем не менее, у Валтера Мюллера для обеспокоенных родителей, которые опасаются, что дети в школе потеряют всякий стыд, есть утешительная новость: «Вербализация и рационализация всех углов и уголков сексуальности скорее успокаивают эротизм» - так говорит отставной профессор педагогики из Вюрцбурга. Чем больше это обсуждается на занятиях, тем больше теряет сексуальность интригу тайного и запрещенного. «Таким образом, сексуальное просвещение с фокусом на наслаждения, против намерений разработчиков, вожделению скорее вредит.» Действительно, исследования показывают, что подростки сегодня становятся сексуально активными позднее. Согласно исследованию Федерального Информационного Центра Здравоохранения, в 2005 году четверть 17илетних девочек не имели половых контактов, в году 2010 – одна треть. Да и остальное сексуально просвещенное общество, похоже, в определенном смысле, устало от секса.

В общем и целом, Мюллер считает влияние школьной сексуализации на поведение детей и подростков очень ограниченным. «Школьники видят в учителе в первую очередь человека, который их оценивает и ставит отметки. И этот человек пытается воспринять самые интимные вопросы школьников – вообще-то это не функционирует.» Конечно, школа не должна уклоняться от ответственности: у многих детей и подростков понимание любви и эротики сегодня сложилось под влиянием восхваляющих насилие и женоненавистнического представления, существующего в интернете и на телевидении. «Речь идет о проблеме общества. Школа может что-то исправить только частично»

Может быть, мы бы что-то выиграли, если бы взрослые в нескончаемом спора о правильном сексуальном воспитании, научились не кидаться так безудержно друг на друга.


Занятия по половому просвещению

С 1968 года занятия по половому просвещению стоят в школьном плане обучения. Федеральные земли издали правила для таких занятий, в которых также определены цели, как то: школьники должны получить положительное отношение к своему телу, быть в состоянии защитить себя от сексуального насилия, знать средства контрацепции, выработать толерантное отношение к другому образу жизни. И только Бавария определяет для учителей, какие темы преподаются в каких классах. В любом случае родители должны быть заранее проинформированы, что будет преподаваться и с помощью каких учебных материалов.

Перевод осуществлён активистами огранизации "Суть Времени" -Германия