Половое воспитание в школе - должно быть воспитанием любви

К статье Жанны Тачмамедовой «По сути дела, это растление малолетних»

29 ноября в ИА REGNUM прошел «круглый стол» по теме «ДА или НЕТ секспросвету? Государство заодно с родителями или против?».  Выступления участников и видео с мероприятия разошлись по интернету. Мне довелось участвовать в дискуссиях, в которых участники соцсетей обсуждали конференцию, а также саму идею вводить уроки сексуального просвещения в школах. Радует, что нашлось немало людей, которые понимают, что секспросвет – это, по сути, растление молодежи. Однако, нельзя не отметить, что нашлись и сторонники сексуального просвещения учащихся в школах.

- Вы что, хотите, чтобы дети сами всё узнавали? – спрашивают на полном серьезе люди, которые сами узнали о половом акте и контрацепции отнюдь не на занятиях по секспросвету. Другие выступают с позиции ложной заботы: дескать, смотрите, как рано сейчас начинается половая жизнь молодежи сколько подростковых беременностей до 18 лет, следовательно, родители детей воспитывают плохо, и поэтому надо учить школьников предохраняться.

Эта позиция выглядит по-своему логично, если не приглядываться. Но стоит копнуть ее глубже – и что обнаружится? Человека, который это пишет, что, в основном, волнует? Плохое воспитание в семьях и школах? Ранняя половая жизнь молодежи? Нет. То, что его действительно волнует – это беременности! Делайте что хотите, детишки, развлекайтесь, только бы не было «залётов».

Но, более того, даже с позиции «избегания проблем» сказанное вызывает вопросы. Если родители плохо воспитывают – почему не решать эту проблему? Почему школьный учитель должен действовать через голову родителя, вместо того, чтобы договориться с ним? Почему именно школьный учитель должен обучать учащихся, как одевать презерватив (притом, что любой старшеклассник найдет это в интернете)? Наконец, почему сторонники секспросвета решили, что подобные уроки действительно помогают снизить число беременностей? Им не приходит в голову, что, поднимая интерес у школьников к теме секса, они в итоге получат обратный результат?

Жанна Тачмамедова  в выступлении на «круглом столе» подробно осветила эту тему.  Исследователи из Великобритании выяснили, что уроки полового просвещения приводят не к уменьшению, а к увеличению подростковых беременностей.  Причина в том, что уроки секспросвета растормаживают «низ» у подростков. По статистике, собранной среди английских школьников, 90% забеременевших подростков знает из о средствах контрацепции и имеет возможности их приобретения.  В общем, проблема не в отсутствии знаний, а в воспитании. Поэтому, школьный секспросвет в качестве профилактики подростковой беременности является средством совершенно негодным.

Но важнее всего, на мой взгляд, что сама постановка задачи «лишь бы не было залетов», мягко говоря, ущербна. Содержание школьной программы определяет государство, оно делает это, учитывая пожелания родителей. Так чего мы хотим? Передать школьникам знания о том, как применять презерватив? И всё – других запросов у нас нет? А, может быть, мы хотим гораздо большего: подготовить детей ко взрослой жизни, передать им багаж нравственных и семейных ценностей, чтобы они могли создать собственную крепкую любящую семью? В России больше половины браков распадается - не об этом ли нужно задуматься родителям, которые по-настоящему заботятся о будущем своих детей?

По вопросу о половом воспитании детей мы можем многому научится у советского педагога Антон Семенович Макаренко. Он отмечает, что вопрос о половом воспитании становится трудным только в том случае, если ему придают слишком большое значение, если выделяют его из общей массы других воспитательных вопросов.

Макаренко говорит о том, что человек от животного отличается тем, что выработал человеческие идеалы, в том числе идеалы половых отношений. Любовь, гармоничные семейные отношения – вот тот идеал, на который мы ориентируемся. «Мы должны так воспитать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью, и чтобы свое наслаждение, свою любовь и счастье они реализовали в семье», - заявляет советский педагог. Поставив эту задачу, Макаренко отмечает, что ее невозможно решить какими-то отдельными способами. Это не вопрос о занятиях по секспросвету, это вопрос о целостной воспитательной работе. Честность, искренность, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, привычка к чистоте, привычка говорить правду – эти качества помогут ребенку в будущем создать крепкую любящую семьи.

Так, может, этим и следует всерьез заняться российскому государству – воспитанием, созданием такой культурной среды, в которой девочки и мальчики будут перенимать правильные образцы семейных отношений? Бросить на эту задачу не только школы, но и телевидение, и другие имеющиеся ресурсы? Активнее поддерживать многодетные семьи, вместо того, чтобы устраивать им «ювенальный террор»?

Макаренко отмечает, что нет никакой проблемы в том, что ребенок до некоторого возраста не знает о сексе, и о том, откуда берутся дети.  «Многого он [ребенок – С.Т.] не знает и в других вопросах жизни, однако мы не спешим нагружать его непосильными знаниями раньше времени. Мы ведь не объясняем ребенку в три года, отчего бывает тепло и холодно, отчего увеличивается или уменьшается день. Так же точно мы не объясняем ему в семь лет устройства аэропланного мотора, хотя и этим вопросом он может заинтересоваться. Для всякого знания приходит свое время <…> Нужно при этом отметить, что никакого особенно настойчивого интереса к половым вопросам у ребенка нет и не может быть. Такой интерес наступает только в период полового созревания, но к этому времени обыкновенно ничего таинственного в половой жизни для ребенка уже нет. <…>» - утверждает педагог.

Более того, целомудрие ребенка, по словам Макаренко, имеет важное значение для формирования правильного отношения к интимной жизни: «Совершенно не нужно бояться того, что ребенок узнает о тайне деторождения от своих товарищей и подруг и будет держать свое знание в секрете. Секрет в этом случае вовсе не страшен. Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу».

В связи с этим интересно отметить, что в западных странах с их гей-парадами, секс-просветом, с их зацикленностью на половых вопросах (гендер и т.п.) – добиваются ровно обратного. Они разрушают область интимного, грубо выставляя её напоказ. Макаренко пишет, к чему это приводит:

«Открытое и слишком преждевременное обсуждение половых вопросов приводит ребенка к грубому рационалистическому взгляду на половую сферу, кладет начало тому цинизму, с которым иногда взрослый человек так легко делится с другими самыми сокровенными своими половыми переживаниями. Такие беседы с детьми ставят перед ребенком половую тему в узком физиологическом оформлении. Половые темы в этом случае не будут облагорожены темами любви, т.е. более высокого и общественно ценного отношения к женщине».

По-настоящему страшно то, что людей на Западе сейчас активно отчуждают от романтической любви, от подлинной глубокой человеческой близости, подменяя то и другое суррогатом – физиологическими наслаждениями, удовлетворением похоти. Глубоко заблуждаются те, кто думают, что похоть может перерасти во что-то большее. Не научив ребенка любить, родитель ломает ему жизнь и судьбу.

«Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т.е. большого и глубокого чувства — чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд», - говорит Макаренко. Дать ребенку образец высоких человеческих отношений - любви и дружбы – это важнейшая задача родителей. Передать ребенку культуру, в которой есть образцы высоких человеческих отношений между мужчиной и женщиной – это задача семьи и школы. Только двигаясь в этом направлении российское общество сможет действительно повлиять на сложившуюся негативную ситуацию.

Что касается секспросвета в школах, то вполне очевидно, что эта инициатива, под каким бы соусом она не продвигалась, не поможет преодолеть сложившийся негатив. Она его еще больше усугубит! Это называется не решать проблему, а делать вид, будто мы ее решаем. Родителям необходимо донести до чиновников, что подобный подход является категорически неприемлемым.

Сергей Трубников