Под давлением экономики рынок в сфере культуры становится массовым, стремящимся максимально расширить ассортимент и стандартизировать качество. Мы видим большое количество ярких, но похожих продуктов. Ассортимент настолько широк, что даже просто ознакомиться со всеми — невозможно, не хватит времени, даже если заниматься только этим. Но этого и не нужно. Стандартизация приводит к тому, что, по большому счету, уже не важно, кого именно читать, слушать или смотреть, так как внутри своей категории продукты будут почти одинаковыми. Как на подобные особенности современного массового рынка реагируют потребители? В массе своей они воспринимают происходящее позитивно. Почему? Потому что, с одной стороны, современного потребителя приучили, что богатый выбор — это хорошо, и чем он больше, тем лучше. А с другой, стандартизация качества облегчает выбор и делает его результат предсказуемым. Зритель, к примеру, идя на блокбастер, четко понимает, за что он платит и что получит, а какой именно это будет блокбастер, уже и не столь важно.
Видя такое поведение потребителей, продавцам становится значительно проще сформировать вкус, чем пытаться его угадать и уж тем более нет резона вкус воспитывать. Зачем? Формируемый вкус позволит предсказать спрос, а это обеспечит возможность наиболее эффективно организовать массовый выпуск и сбыт продукции. Тем более что со своей стороны массовый потребитель только рад такому подходу. Почему? Выбор на современном рынке, с гигантским ассортиментом, требует серьезных знаний о культуре, затрат времени и сил. Значительно легче быть в мейнстриме, в рамках сформированного рынком вкуса. Например, если все любят Коэлье или Мураками, то проще принять это за эталон качества и любить вместе со всеми. В результате все получаются в выигрыше, потребителю легко ориентироваться, производителю проще наращивать тиражи.
Правда, в итоге у потребителей постепенно начинает атрофироваться за ненадобностью вкус, и через какое–то время они начинают и вовсе утрачивать способность самостоятельно осуществлять осмысленный выбор. С точки зрения культуры — это ужасно, а с точки зрения бизнеса и авторов — прекрасно. Читатель со вкусом, управляемым извне, — это очень удобно. Можно каждый квартал выводить на рынок новых авторов и делать хорошие продажи.
Авторы, понимая, что потребитель все «схавает», в погоне за объемом начинают разбавлять "текст" "водичкой". Потребитель, видя это, приучается отжимать "воду" из содержимого «на автомате». Ну а когда подобное потребление культурного контента входит у него в привычку, он утрачивает способность к глубокому восприятию. И больше не может воспринимать сложных текстов или образов. И что получается? Потребитель больше не только не способен отличить глубокий "текст" от примитивного, но даже если кто–то за него и сделает правильный выбор, то — он все равно не сможет глубокий текст воспринять. Что произойдет со подобными текстами в рыночных условиях? Их перестанут не только производить, но через какое–то время исчезнут и те, кто может их создавать.
Юрий Вердеревский, РВС.