ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на Законопроект № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

10.09.2014 года в Государственную Думу РФ поступил и был зарегистрирован Законопроект № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» депутата ГД РФ Савельева Д.И.

Юристами-экспертами ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» участниками «Рабочей группы «Юридический фронт» была дана правовая оценка указанному Законопроекту.

Прежде всего, необходимо отметить, что название законопроекта не раскрывает в полной мере содержания и целей заявленного документа – ужесточения уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои, причиненные несовершеннолетним.

На первый взгляд, законопроект вполне продуман и имеет здравую цель. Однако анализ Законопроекта и документов, прилагаемых к нему, указывает на ряд «системных» недостатков проекта изменений в УК РФ.

В Пояснительной записке к Законопроекту в качестве обоснования для ужесточения ответственности указывается следующее:

«Средства массовой информации с пугающей периодичностью публикуют факты избиения детей теми людьми, которые, напротив, призваны воспитывать, обучать и защищать несовершеннолетних. Среди них родители и нянечки, воспитатели детских садов и учителя школ»

Автор Законопроекта предпочел сослаться на СМИ, которые «с пугающей периодичностью» публикуют информацию о случаях насилия в отношении несовершеннолетних. С учетом особенностей работы СМИ в целом и направленности отдельных их представителей, такая периодичность является вполне естественной. Вряд ли это обстоятельство стоило включать в обоснование важности законопроекта.

В связи с этим, можно согласиться с мнением, изложенным Верховным судом РФ в официальном отзыве:

«Вывод о необходимости ужесточения ответственности может быть сделан только на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики и подтверждён аналитическими и статистическими данными, свидетельствующими о неэффективности существующих уголовно-правовых средств защиты. Однако автором законопроекта соответствующие сведения не приводятся»

По неизвестным причинам в Пояснительной записке не приводятся статистические данные МВД РФ о количестве преступлений, совершенных в отношении детей, доли таких деяний в общем количестве преступлений, не проведен ретроспективный анализ роста данного вида преступности – а ведь это стало бы весомым аргументом в пользу Законопроекта.

Автор Законопроекта предлагает внести в статьи 115 и 116 УК РФ такие изменения, чтобы умышленное причинение легкого вреда здоровью или нанесение побоев малолетним гражданам России наказывалось строже, чем те же действия, совершенные в отношении взрослых людей, то есть вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет.

Сейчас, по мнению автора, меры наказания, предусмотренные статьями 115 и 116 УК РФ, недостаточны:

«Однако по действующим нормам уголовного законодательства они могут получить в качестве наказания всего лишь штраф или иное незначительное наказание (максимально – арест до 3-4 месяцев)»

Не очень понятно, что подразумевалось автором Законопроекта под недостаточностью мер наказания по данным статьям. Действительно – часть 1 статьи 115, равно как и та же часть статьи 116 предусматривает именно такие виды наказаний.

Вместе с тем, Правительством РФ в Официальном отзыве было отмечено следующее:

 

«Автором законопроекта не принято во внимание, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, уже установлена ответственность в специальной норме - статье 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

При этом предусмотренное данной статьей наказание является более строгим и, в частности, предполагает лишение свободы сроком до 3 лет, тогда как в санкциях части второй статьи 115 и части второй статьи 116 УК РФ верхний предел соответствующего вида наказания составляет два года лишения свободы»

Аналогичный довод повторил и Верховный суд, отметив, что в случаях, когда жестокое обращение образует самостоятельное преступление, например против жизни и здоровья, такие действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьёй 156 УК РФ и соответствующей статьёй главы 16 УК РФ (ПРИМ. «Юр.фронта» - Главы, которая, как раз содержит статьи 115-116 УК РФ).

В обоих Отзывах также указано, что частью 1 статьи 63 УК РФ предусмотрены следующие обстоятельства, отягчающие наказание:

совершение преступления в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица (пункт «з»),

совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего (пункт «и»),

совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней) (пункт «п»)

Указанные обстоятельства должны учитываться при назначении наказания, в том числе за преступления, предусмотренные статьями 115 и 116 УК РФ.

В силу вышеизложенного, законопроект по мнению Правительства РФ и Верховного суда РФ не может быть ими поддержан, так как принятие изменений в статьи 115-116 УК РФ приведет к их конкуренции с нормами статей 117 и 156 УК РФ.

Рабочая группа «Юридический фронт» полностью поддерживает возражения Верховного суда РФ и Правительства РФ и считает, что внесение данных изменений в УК РФ никак не позволит выполнить цель, заявленную в Пояснительной записке к Законопроекту:

«Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства. Принятие данного законопроекта, будет способствовать большей защищенности малолетних граждан Российской Федерации».

Исходя из того, что необходимость внесения именно таких изменений в Уголовный кодекс РФ не обоснована статистическими данными, а также в связи с наметившейся тенденцией внедрения в законодательство механизмов ювенальной юстиции через внесение в ГД РФ на первый взгляд разрозненных законопроектов, полагаем, что и рассматриваемый Законопроект № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» является одним из элементов подобной стратегии.

Более того, можно предположить, что выбор названия для законопроекта продиктован именно целью усложнения для общественности его поиска среди множества законодательных инициатив.

Как показывает опыт работы «Родительского Всероссийского Сопротивления», незаконное изъятие детей из семей нередко сопряжено с обвинением их родителей в совершении преступлений, предусмотренных статьями 115 и 116 УК РФ. В результате злоупотреблений со стороны должностных лиц органов опеки фабрикуются и подтасовываются факты, а в итоге страдают невинные родители и дети.

В силу этого Рабочая группа «Юридический фронт» полагает, что указанный Законопроект должен находиться под постоянным контролем со стороны родительской общественности, поскольку он является еще одним потенциальным способом вторжения в семьи и предлогом для нарушения конституционных прав миллионов российских детей и родителей.

 

Олег Барсуков,

Алина Якимец,

Эксперты-юристы ОООЗС «РВС»,

участники рабочей группы «Юридический фронт»