Прекрасное далёко. «Кванториум» как средство разрушения образования

Автор картинки:waarp
Ленты новостей пестрят сообщениями о «Кванториумах»: то в одном городе появился детский технопарк, то в другом; в третьем планируется построить целый инновационный комплекс с «Кванториумом» аж за 2,5 млрд рублей, а в четвертом — появился мобильный #кванториум, который будет сам приезжать в отдаленные районы.

Активность региональных властей объясняется вовсе не любознательностью и любовью к физике, а необходимостью освоения бюджета. Так, в 2019 году речь шла о 600 «Кванториумах», которые нужно построить к 2024 году, и выделенных в том году 18 млрд рублей из госбюджета на строительство только части из них.

Однако «Кванториумы» — это не только ценный ресурс для освоения бюджета, но и средство реформирования системы образования. Идея детских технопарков появилась почти одновременно с идеей центров для одаренных детей «Сириус» в 2014 году.

Те и другие позиционируются как часть системы дополнительного образования детей. Только «Сириусы» предназначены для элитного образования, а «Кванториумы» — для массового.

Кроме этого, разветвленные сети детских технопарков являются еще и одним из элементов выявления и отбора наиболее одаренных детей для элитной системы «Сириус». Тем самым через создание системы «селекции» талантов в России будут созданы предпосылки для построения «многоэтажного» общества с непересекающимися стратами.

Идеологом создания детских технопарков является заключенная под стражу по обвинению в особо крупном мошенничестве #марина ракова, бывшая в 2018-2020 годах ключевым заместителем министра просвещения, отвечавшим за цифровизацию образования.

Согласно первоначальной идее, «Кванториумы» должны стать заменой Домов детского творчества и Домов пионеров. Предполагалось, что с помощью детских технопарков появятся квалифицированные инженеры и рабочие для «современной цифровой экономики».

Как было сказано в описании проекта: «#дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие».
К финансированию строительства детских технопарков привлекли коммерсантов, пообещав создать сертификаты на обучение по принципу «деньги идут за ребенком». Однако пока еще для населения «Кванториумы» бесплатные, хотя от идеи сертификатов на допобразование в некоторых регионах не отказались.

По факту основным спонсором проекта на сегодня является госкорпорация Ростех, на сайте которой гордо заявлено, что Ростех «поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели». Если без лишних слов, то тренд заключается в том, чтобы уйти от получения детьми обширных #знаний к приобретению узких #навыков в конкретной отрасли.

В Ростехе уверяют, что на выходе новой модели образования будут находиться «инженерные и бизнес-инкубаторы». Видимо, в госкорпорации представляют себе, что это будет что-то вроде той самой курицы из сказки, которая несет золотые яйца.

В связи с этим сразу вспоминается недавно ставшее популярным выражение: «Люди — это новая нефть». Оно появилось не на пустом месте, эта идея витает в коридорах власти. Неспроста же глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что современная система образования стала более серьезной ценностью, чем нефть, добываемая в России.

«Кванториумы» могут стать частью этой системы в полном соответствии с нацпроектом «Образование», который предполагает, что к 2024 году дополнительным образованием будет охвачено до 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Следует учесть, что на сегодня многие кружки и секции являются муниципальными или государственными, о чем в госструктурах время от времени упоминают, добавляя, что рынок допобразования превышает 240 млрд рублей в год. Принимая во внимание, что государство постепенно сбрасывает с себя социальные обязательства, намек более чем очевидный.

То, что планы передачи образования в руки коммерсантов существуют, подтверждается и некоторыми заявлениями. Например, в госкорпорации «ВЭБ.РФ» в июне 2021 года сообщили, что развитие дополнительного образования в школах сегодня крайне актуально.

В компании предложили создать «школы полного дня», подбор учителей в которые будут контролировать крупные корпорации. Чем не коммерциализация образования?

Неудивительно, что с 2021 года «Кванториумы» стали создаваться на базе школ, перестав тем самым быть элементом дополнительного образования и став частью основного.

По всей видимости, таким образом создаются предпосылки для внедрения так называемых «индивидуальных траекторий развития» детей, с помощью которых образование будет ограничено только выбранной в раннем возрасте специализацией.

С точки зрения экономии средств это чрезвычайно выгодно — в этом случае не нужно каждого ребенка учить «лишним» предметам, а также содержать «избыточный» штат учителей.

Особенно гуманитарного профиля — ведь «Кванториумы» ориентированы на «штамповку» персонала для промышленности и сервиса, не приобщенного к «излишествам» культуры. Не дай бог, думать научатся. Уж лучше придерживаться принципа «Многие знания — лишние скорби». Так всем будет спокойней, особенно — власть имущим.

Пока что к 2024 году планируется построить 359 «Кванториумов» вместо 600, как предполагалось ранее. Детские технопарки хороши для «освоения» бюджета, а не для проведения реформ.

Если учесть, что в России на 2021 год было 40823 школы, то перспективы переформатирования образования с помощью такого дорогого удовольствия как «Кванториумы» весьма туманны. Но в данном случае важен сам «тренд», само направление на узкую специализацию и кастовость, в котором власть имущие пытаются изменить систему образования.