Дмитрий Желнин
1 ноября стало известно, что власти Петербурга с 2021 года собираются отменить льготы для ряда федеральных научных учреждений города. На данный момент льготой по налогу на имущество пользуются семь учреждений, а льготой по земельному налогу — восемь.
Если власти города примут соответствующий закон, то привилегий могут лишиться Петербургский государственный академический институт живописи, отделения Российской академии образования и Российская академия архитектуры и строительных наук.
Причину отмены льгот, а также то, как ее избежать ИА Красная Весна обсудило с членом экспертного сообщества НОСТРОЙ, секретарем Экспертного совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Дмитрием Желниным.
ИА Красная Весна: Здравствуйте, Дмитрий. Недавно стало известно, что петербургские власти собираются лишить некоторые научные заведения города льгот. В чем вы видите причину их отмены?
Желнин Дмитрий: Добрый день! Причина отмены льготы одна — желание властей города максимально наполнить истощавший бюджет. Рассматриваемая льгота долгое время являлась «подарком» Петербурга федеральным учреждениям.
Дело в том, что статьи 381 и 395 Налогового кодекса РФ, устанавливающие перечень льготников по налогу на имущество и земельному налогу, не содержат льгот для для федеральных научных учреждений. Прерогативой введения таких льгот воспользовался Санкт-Петербург, закрепив их в региональных нормативно-правовых актах.
Но хозяин — барин: льготу дал, льготу забрал.
ИА Красная Весна: Каков будет экономический эффект для бюджета города в результате отмены льгот?
Желнин Дмитрий: Экономический эффект от такой отмены для города не будет заметен. Как признаются специалисты Комитета по финансам, отмена льгот приведет к дополнительным доходам бюджета города в размере 80 млн рублей ежегодно. Будем откровенны: это капля в море.
ИА Красная Весна: Какие у вас есть предложения для ликвидации дефицита бюджета города?
Желнин Дмитрий: У нас следующие соображения. В Санкт-Петербурге в настоящее время боле 37 тысяч гектаров земель находятся в частной собственности. Напрашивается вывод — чтобы ликвидировать дефицит бюджета, необходимо поднять налоги, в том числе, и на землю. Пусть даже и незначительное, увеличение налога может дать отличный профит. Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ (часть 2) власти городов федерального значения, в том числе и Санкт-Петербурга вправе осуществлять регулирование ставки земельного налога по своему усмотрению. Однако не все так гладко. Вспомните, какой общественный резонанс вызвала недавняя пенсионная реформа. Вряд ли власти пойдут сейчас на продолжение непопулярных мер с учетом количества собственников земли. С другой стороны, увеличение сумм собираемых налогов вполне возможно и без изменения их ставки.
ИА Красная Весна: Каким образом это возможно?
Желнин Дмитрий: Давайте разберемся. Основным элементом для исчисления налога является налоговая база. В 2018 году в течение всего года ГБУ «Кадастровая оценка» проводилась новая оценка объектов недвижимости и земельных участков, всего более 3 млн объектов. Однако это существенным образом не повлияло на наполнение доходной части бюджета. При этом, по нашим данным, оценка было проведена достаточно корректно. Многие объекты недвижимости подорожали, тому есть и объективные причины. Последняя кадастровая оценка проводилась в 2013 году, уровень инфляции с 2013 по 2018 год, по данным Росстата, составил около 30%, поэтому любой из 3 млн оцениваемых объектов недвижимости должен был подорожать. С 2013 г., когда проводилась предыдущая оценка, применяемые методики были усовершенствованы. Однако, при увеличении стоимости объектов недвижимости на 30%, мы не видим увеличения доходности бюджетов как минимум на 30%.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что дело ни в низких ставках земельного налога, ни в низкой кадастровой стоимости, ни в низкой налоговой базе, а дело в администрировании поступления земельных платежей в бюджеты, в дисциплине налогоплательщиков.
ИА Красная Весна: Каким образом предлагается повысить дисциплину налогоплательщиков?
Желнин Дмитрий: За этим должна следить Федеральная налоговая служба, это ее прямые обязанности. На практике налоговые органы в первую очередь следят за собираемостью федеральных налогов, а уже затем, как-бы по остаточному принципу — региональных и местных. Конечно, можно подключить к делу правоохранителей — полицию, прокуратуру, Следственный комитет, однако их непосредственной задачей является привлечение к ответственности неплательщиков, никто из них налоги собирать не будет.
Многие объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет неверно, с неправильными характеристиками, либо вообще не поставлены на учет, что не позволяет определить истинную кадастровую стоимость этих объектов, и, соответственно, рассчитать налоговую базу. Многие объекты недвижимости возводятся самовольно, практикуется массовый незаконный захват земель, использование земельных участков в нарушение режима разрешенного использования для данной категории земли.
Решить указанные проблемы можно только путем проведения соответствующей, целенаправленной политики, а не разовыми акциями. Необходимо не только упорядочить учет объектов налогообложения, наладить реальное взаимодействие региональных и местных властей, налоговых и правоохранительных органов, но и самое главное — оперативно выявлять нарушителей земельного законодательства и наказывать их, устраняя последствия правонарушений. Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях предоставляет в этом плане правоохранителям широкие возможности. Так, в уголовном законе содержаться статьи 170 «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом», 170.2. «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории», 198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов», 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов». А в Кодексе об административных правонарушениях целая глава посвящена нарушениям в сфере налогов и сборов. И это не говоря уже о санкциях, предусмотренных налоговым законодательством. Таким образом, широкая правовая база для преследования нарушителей налогового законодательства успешно создана.
ИА Красная Весна: То есть, грубо говоря, надо, чтобы заработал закон. И тогда существующая правовая база позволит наполнять бюджет города не отменяя льготы для федеральных научных учреждений?
Желнин Дмитрий: Да. Думается, что все это позволит увеличить доходность бюджетов от поступления имущественных налогов, с одной стороны, а с другой стороны, сформировать нормальную налоговую базу, устранить нарушения земельного законодательства. На наш взгляд, проведение подобных мероприятий: мониторинг, фиксация нарушений и слаженная работа органов региональной власти и федеральных властей приведет к наполнению бюджета Санкт-Петербурга и увеличению доходности земельного налога в 2 раза.