В знакомом месте очень просто ориентироваться. Можно и с закрытыми глазами. Но как только речь начинает идти о новых местах – необходима помощь, опора. Традиционно путь помогают прокладывать карта, компас, навигатор. Общее для всех этих помощников – это представление тех, кто их использует, о странах света, координатах, ориентировании. Без знания таковых понятий пути в незнакомом месте не найти при самом горячем желании. Вот и в вопросе школы будущего так же важно договориться о координатах, чтобы было ясно – откуда и куда идем.
Договориться о координатах для определения будущей школы можно на различных основаниях. Например – использовать исторический подход, опираясь на историю развития школы. В таком случае становится ясно, что школа в ее нынешнем виде, школа, основанная на классно-урочной системе, это школа эпохи модерна. «Великая дидактика« Я.А. Коменского – это именно об универсальном искусстве учить всех всему, решительный шаг к всеобщему обучению эпохи Реформации. Коменский заложил основы массовой школы, и ежели мы полагаем школу будущего массовой, то разумно принять достижения Коменского за начало отсчета. При этом актуальным осталось, на наш взгляд, одно из оснований метода Коменского «Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...».
В системе координат Коменского школа характеризуется по следующим направлениям или координатам:
1.Трудозатраты учащих.
2.Одурение учащихся.
3.Напрасный труд учащих и учащихся.
4.Досуг учащих и учащихся.
5.Радости учащих и учащихся.
6.Основательный успех учащих и учащихся.
Примером использования системы координат будущей школы Коменского для анализа произошедшего и синтеза плана на будущее можно использовать материалы недавнего события. В Севастополе прошла конференция «Пути возрождения классического отечественного образования»
Движущей силой, создавшей событие, стало недовольство родителей Севастополя удивительной системой обучения, именуемой «Гармония».
Какие же имеются у нас основания для удивления этой системой обучения? Основанием послужил тот факт, что система эта не изобретение малограмотного самоучки-одиночки, а продукт деятельности могучей системы высокопоставленных и высококвалифицированных специалистов, который прошёл все мыслимые фильтры и отборы, получив высокую оценку профессионалов.
Итак, что же рекомендовали профессионалы? Они рекомендовали, например, учебный курс «К тайнам нашего языка». Именно эти «тайны» их языка и вызвали столь бурное негодование родителей, желающих чтобы дети знали русский язык, а не язык наших высокопоставленных и увенчанных всевозможными лаврами деятелей педагогики. «Язык» этот мало похож на русский язык:
И это принципиальная позиция «наших» высоконаучных авторов. Эта позиция заключается в том, что поскольку дети уже практически владеют русским языком, то их надо учить не русскому языку, а университетской филологии. Конечно, преподавание университетского предмета во втором классе вызывает ужас у несчастных детей и родителей. Всё таки филология во втором классе может быть усвоена только исключительно малым количеством подготовленных в семье вундеркиндов, вроде отца Ноберта Винера или подобных ему хорошо обученных граждан с выдающимися личными данными. Ну а у остальных это вызывает зашкаливающие отрицательные эмоции. Тут встаёт вопрос, а что, уважаемые доктора и кандидаты педагогических наук не знали, что именно так и будет? История дает ответ на этот вопрос – прекрасно знали, но сделали именно то, что и произошло. Гораздо раньше подобный трюк был проделан в изложении других школьных предметов – арифметике, геометрии, алгебре, математике.
Поясним, в чем разница.
Понятие числа 1 у Киселева в классическом курсе арифметики:
А у университетских профессоров такое:
(Для интересующихся ужасной правдой имеется пояснение, что это было Одьын.)
Поэтому в учебниках для детей появилось вот такое:
«Клуква» следует из следующего утверждения выдающегося математика и никакого учителя начальной школы А.Я. Хинчина:
«1. Математические знания должны излагаться в соответствии с их пониманием и трактовкой современной наукой. В соответствии с возрастными особенностями учащихся, возможно, необходимо давать эти представления в несколько упрощенном виде, но школьная трактовка не должна искажать научную трактовку, придавать ей черты, противоречащие научному пониманию.
2. Замена отчетливых и точных определение, формулировок и рассуждений расплывчатыми, не имеющими точного смысла и при последовательном использовании неизбежно приводящими к логическим неувязкам, ни в коем случае не может способствовать облегчению понимания. «Мыслить расплывчато не может быть делом более легким, чем мыслить четко».
3. Обычное построение школьного курса изобилует такими понятиями, которых не знает математическая наука или которые она давно отвергла. В подавляющем большинстве случаев введение этих, изобретенных специально для школы и неупотребительных в науке, понятий не имеет за собой ничего, кроме слепой традиции; вызываемое ими ненужное обременение курса методически ничем не оправдано и приносит только вред.
4. Преподавание должно быть построено так, чтобы не сковывать творческие силы учащихся, а помогать развитию инициативы как в разыскании методов доказательств, так и способов решения задач.»
Почему же такую клукву пропустили в СССР? Ответ дает сам Никита Сергеевич Хрущев. Для того чтобы понять суть нынешней реформы образования, обратимся к к предшествующей реформе. Начиналась она с речи Н.С. Хрущева на 13 съезде ВЛКСМ. И речь была воистину удивительной.
«Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догнать Советский Союз. Вы понимаете, что это значит!»
А это значит, почему-то «что в работе наших школ и высших учебных заведений имеются существенные недостатки. Наша школа десятилетка готовит молодежь только для поступления в вузы. Жизнь давно показала, что такое представление о средней школе является неправильным».
Смысл дальнейшей речи таков. Поскольку не все выпускники средней школы поступают в вузы, а к практической жизни не подготовлены из-за оторванности программы школы от жизни и незнания учениками производства. Это вызывает трудности в использовании таких выпускников. Плохо используемые выпускники – неудовлетворенные какие-то. В колхоз скотниками не идут. Физический труд для них стал пугалом. Нельзя с такими недостатками мириться. На производство должны идти люди как бы первого сорта, а не только как бы второго.
Сущность реформы – обязать всю молодежь после окончания средней школы проработать два года на производстве. Если выпускники школы сдавали экзамены в вуз, то первые два курса они должны были учиться на вечернем или заочном отделении, посвятив основное время производству. Иначе говоря, все будущие студенты должны были иметь как минимум двухлетний производственный стаж и затем продолжать работу параллельно с учебой. Эти 4 года «без отрыва от производства», или «без отрыва от жизни», с идеологической точки зрения, означали бы 4 года отрыва от серьезной учебы, что, с точки зрения формирования молодых специалистов, это означало бы 4 года перерыва в учебе.
(Л.Кумель Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г.)
Короче, пускай США обгоняют СССР по уровню подготовки специалистов, ничего не поделаешь. Мы этим отличникам покажем кузькину мать.
Граждане могут понять это так, что Хрущев устранил предметы логику и психологию не только из программы средних школ СССР, но и из своей речи. Однако логика в этой речи есть. Логика политической борьбы за власть определила, что разгромив своих соратников на 20-м съезде, Хрущев должен был постоянно заботиться о подавлении возможных выступлений советских граждан. А молодые отличники – это предмет особого беспокойства. Вдруг они удумают нарушить принцип коллективного руководства кукурузного вождя, навязать решение силой своего ума и знаний. Культ личностей получится.
Сложившаяся система образования в СССР внушала беспокойство не только американцам, но и Хрущеву.
Эта советская система отличалась «своей научностью, атеизмом и верой в могущество знаний, обоснованием добра и справедливости при опоре на разум и логику, веру в просвещение как лекарство от всех общественных болезней».
(М.В. Левит, замдиректора Московской педагогической гимназии. К формированию концепции гимназического образования в Российской Федерации)
Ну как такую систему не отреформировать до основания.
Через месяц после того, как новый проект вышел в так называемых «Тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР» («Правда», 16 ноября), академики А.Д.Сахаров и Я.Б.Зельдович также выступили в «Правде» (от 19 ноября 1958 г.) со статьей «Нужны школы для естествознания и математики». Они поддержали позицию Семенова, хотя и не называли его. В частности, теперь уже в форме официального проекта, они выдвинули идею создания специальных школ по естествознанию и математике для одаренных детей, подчеркнув необходимость сохранения непрерывности учебного процесса, чтобы молодые люди вступали в науку в возрасте 22-26 лет, оптимальном для научного творчества.
Итак, в процессе дискуссии о реформе образования выявилось противостояние двух позиций: власти и идеологии, которые отдают приоритет физическому труду, и ученых, отдающих приоритет автоматизации, информационной революции и т.п. Для ученых «переход к коммунизму» был, скорее, переходом к 3-й промышленной или научно-технической революции, и именно так они понимали необходимость укрепления связи науки с производством. Многие идеологи КПСС имели иное мнение, но ученые в это время, по-видимому, получили достаточную автономию, чтобы претендовать на самостоятельное решение таких важных вопросов, как подготовка научных кадров и организация образовательного процесса.
(Л.Кумель. Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г. // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г. М.: Диполь-Т, 2003, с.333-337.)
Именно ученые и пробили онаучивание образования.
Нынешняя власть такая же антисоветская и антикоммунистическая, как и власть Хрущева. Поэтому и методы в образовании те же Да и интеллигенция больше думает о себе, своих интересах, чем о народе. Вот и сравните эти реформы по тем основаниям, которые завещал нам христианский гуманист Коменский. В особенности надо бы обратить внимание на ось одурения. Всё проще, чем детям биться с клуквой одьын на одьын.
Алексей Фисич, РВС.