О кризисе европейской культуры говорят уже более 100 лет. На эту тему написаны десятки книг, сотни работ, она вошла в учебники [1] и стала общим предметом гуманитарных дискуссий. Но к 60–м годам ХХ века к проблеме кризиса культуры добавилось еще одно измерение — экономическое. Во многом это было связано с появлением кино, радио, телевидения или так называемой «массовой культуры», того что Дэвид Хезмондалш [2] определил термином «культурные индустрии».
Дэвид Хезмондалш. Культурные индустрии
Такая «индустриализация» культуры в условиях рыночной экономики неизбежно попала в фокус внимания экономистов, начиная с работ Уильям Баумоля [3] и далее.
Поначалу подобные исследования носили очень прикладной характер, так как прямое влияние культурных индустрий на экономики было невелико, но чем больше массовая культура оформлялась как эффективный политический инструмент, тем пристальнее становилось к ней внимание. И если в начале 70–х годов, когда Дэвид Тросби [4] начал планомерно разрабатывать тему экономики культуры, многие коллеги смотрели на это как на "дилетантский интерес". То уже к 1998–м году встреча в Стокгольме [5], посвященная экономике культуры, собрала представителей 150 стран и декларировала необходимость вынесения культурной проблематики из периферии экономической политики на первые роли. В следующем, 1999 году, Всемирный банк [6] признал культуру одним из важнейших компонентов экономического развития.
То есть экономика культуры из "дилетантского интереса" стала респектабельным разделом экономики, а сама же культура, образно говоря, перестала быть чисто гражданской, а вошла в «гуманитраный» ВПК неклассических методов ведения мироустроительных войн. Ну и как любой ВПК, «культурный» — потребовал адекватных экономических моделей, мобилизационных возможностей, механизмов планирования и стратегического развития. То есть, другими словами, создания полноценной экономической базы для возможности ведения боевых действий. Тут–то и стали проявляться «любопытные» особенности экономики культуры, приводящие к крайне тревожными последствиям. Одним из наиболее неприятных открытий стало то, что сфера культуры в рамках рыночных отношений будет неизбежно деградировать.
Особенно наглядно процесс деградации проявился на территории бывшего СССР при переходе от «советской» культуры к «рыночной». Почему? Скорее всего, так произошло из–за того, что сформировавшаяся вне рынка советская культура не имела ни врожденного «иммунитета» к «рыночным» проблемам, ни работающих внешних механизмов регулирования «культурного рынка». В результате, экономически обусловленные процессы деградации проявились наиболее ярко и бурно. Но это не значит, что «культуры» давно пребывающие в «рынке», обладают достаточным «иммунитетом». Вовсе нет. Парадокс рыночной экономики в том, что само существование «культуры» в условиях рынка требует серьезного государственного регулирования, поддержки и контроля. Стоит же уменьшить эффективность государственного участия и автоматически запускаются деструктивные процессы. Какова же природа этих процессов? В чем проявляется их негативное воздействие на культуру? Давайте рассмотрим это более подробно.
Юрий Вердеревский, РВС.
Источники:
1 Например — Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ– ДАНА, Единство, 2002. — 519 с. ISBN 5–238–00349–8
2 Хезмондалш, Д. — Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 456 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978–5–7598– 0837–4 (в пер.).
3 Баумоль и Боуэн «Исполнительское искусство – Экономическая дилемма» (Baumol W. J., Bowen W. G. Performing Arts – the Economic Dilemma. Twentieth Century Fund, New York, 1966)
4 Тросби, Д. — Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 256 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978–5–7598–0836–7 (в пер.).
5 ООН по вопросам науки и культуры. Доклад по политике в области культуры в интересах развития
6 Флоренция. Октябрь 1999 г. Конференция на тему «Финансирование, ресурсы и экономика культуры в целях устойчивого развития»