Проблемы и последствия внедрения дистанционного образования в школе

Весной текущего года в период самоизоляции мы столкнулись с новым явлением– дистанционной формой обучения. Во время «дистанта» объем работы у педагогов значительно увеличился, что сказалось на качестве образования. Оно и так было далеко не на высшем уровне, что подтверждают, например,  данные социологического опроса АКСИО-6, в котором приняли участие 25506 респондентов. Согласно опросу нынешняя система образования устраивает лишь 2,7% его участников.

Последние же новшества норовят это образование просто напросто обрушить.

Своим мнением делится завуч по воспитательной работе и одновременно преподаватель ОБЖ одной из школ города Челябинска:

«Обучение оказанию первой помощи человеку, которое проходят на уроках ОБЖ, не может быть объяснено ученикам на видео, для этого нужна практика. Ребенок должен поработать на манекене, запомнить все, отработать навык, чтобы в будущем он мог применить его. При обучении должны задействоваться все виды памяти. А при просмотре видео с последующими тестами он-лайн, результата не будет. Вся информация при однобокой подаче материала моментально выветривается. Качество усвоения плохое».

На видео-уроках очень трудно держать внимание детей. У кого-то стоят обезличенные аватарки, чем там занят ребенок не ясно. Как воздействовать на ученика не понятно. Бывают и казусы, например, девочка в одной из школ вышла в эфир на урок, включила аватарку,  а затем уснула, ее храп слышал весь класс и педагог. Внешний вид у детей на он-лайн уроках пижамный, не располагающий к получению знаний. Были случаи вбросов видео с порнографией. Какой после этого урок, это просто срыв урока.

Большинство учителей негативно относятся к дистанту. В таких условиях утрачивается социализация, а без нее, по мнению учителей,  никак не сформировать личность. Учителю нужно видеть живые глаза детей, необходим контакт с ними, обратная связь. «В сентябре у двух классов я проводила уроки дистанционно», продолжает педагог, «Я просто ненавидела эти уроки. То картинка зависла, то они зависли, то разговариваю сама с собой, то не получаю ответа на вопросы, это самый худший вариант, который может быть».

Также учителя отмечают, что добавилось работы с проверкой почты, в день приходится просматривать и отвечать минимум на 600 писем. Тот же учитель ОБЖ рассказывает: «В 07:30 я открывала компьютер и выходила из-за него в 23:30, не вставая! Уроки, приказы, письма, все это бесконечно! Зрение, АД, гиподинамия – все это сказывается на самочувствии и здоровье. С моей точки зрения дистант - это самый отвратительный вариант обучения. За три месяца дистанта мы наблюдаем полный провал в знаниях у детей».

К слову, я являюсь мамой десятиклассницы. Моя дочь, у которой три месяца был дистант, закончив 9 класс, летом мне призналась, что не помнит ничего из пройденного во время «дистанционки», даже по ее любимому предмету истории. А моя дочь относится к учебе ответственно и имеет хорошие оценки. При том, что в нашей школе все предметы проходили через программу Zoom, учителя проводили уроки ответственно, домашнее задание выполнялось. А результаты, как говорится, на лицо.

«Самое сложное – это оценивание детей», продолжает педагог. Как можно оценить их знания, не глядя друг другу в глаза? Ты не можешь это никак проверить, отследить, пресечь списывание через онлайн.

Домашнее задание дети как правило делали через copypast. Приходилось требовать делать его письменно и скидывать скрины, для того, чтобы у детей при подготовке домашних заданий  включались разные виды памяти и материал усваивался. Естественно, дети делали это с неохотой, потому что большинство из них восприняло «дистант» как халяву».

"Плюсом" у педагогов появилась дополнительная нагрузка в виде еженедельного сбора информации по заболеваемости и непосещаемости учеников. Работа по организации термометрии, вакцинации, сбору отказов от вакцинации легла на плечи классных руководителей и завучей.

Учителя вынуждены в новых условиях разрабатывать новые способы и методики подачи материала через онлайн. У них нет навыков качественной подачи материала для учеников.  Невольно задаешься вопросом, зачем это все нужно, когда есть отработанная проверенная форма классно-урочной системы обучения, разработанная Я.А. Коменским, которая показала свою эффективность?

И это не просто мнение педагогов. Есть уже измеримые результаты. Первыми итогами дистанта оказались провальные результаты проверочных работ, проведенных в сентябре нового учебного года.

Итак, подитожим: Эксперимент с дистанционной формой образования привел к следующим проблемам:

  • Плохое усвоение материала.
  • Плохая дисциплина на уроках
  • Отсутствие социализации
  • Трудности в оценивании результатов знаний
  • Увеличение рабочей нагрузки на учителей
  • Вред физическому здоровью.

А вот данные Всероссийского независимого народного опроса «САМОЧУВСТВИЕ ШКОЛЬНИКА И УЧИТЕЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ во время распространения коронавирусной инфекции весной 2020 года, проведенного с 20 июня 2020 года по 1 сентября 2020 года» Организатором опроса является Межрегиональная группа общественного контроля за исполнением Указов Президента РФ № 761 и 240. В опросе приняло участие более 11 000 человек из 86 регионов России, из них 7500 родителей, 1500 учителей.

На вопрос: «Рассматриваете ли вы дистанционное образование как альтернативу образованию традиционному (когда учитель занимается воспитанием, развитием и обучением детей в школе)?»

более 95% учителей указали - Нет, ни при каких условиях

На вопрос: «С какими сложностями столкнулись ваши воспитанники ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ в период «самоизоляции?»

- У 56% воспитанников возникали жалобы на физическое здоровье

- У 43% воспитанников возникали сложности во взаимоотношениях с членами их семьи

На вопрос:  «Насколько, с вашей профессиональной точки зрения, дистанционное образование может быть эффективным при обучении детей школьного возраста, если оно будет использоваться в качестве альтернативы образованию традиционному (когда учитель занимается воспитанием, развитием и обучением детей в школе)?»

- Не эффективным ответили 75 %

Несмотря на то, что федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 не предусмотрено внедрение дистанционных образовательных технологий, органы власти начали повсеместно внедрять дистанционные формы обучения во время режима повышенной готовности в марте 2020 года, связанного с COVID-19, фактически нарушая закон.

Для сравнения хочу привести свежие данные статистики и соответствующих выводов Министерства образования Ирландии.

Ирландцы провели исследование и выяснили, что среди учащихся школ  случаи заболевания COVID-19 составили лишь 1,5% от всех протестированных,  в общей же популяции число заболеваний среди протестированных составил 6%. Опираясь на полученные данные, министерство образования  Ирландии заявило, что школы являются «безопасной средой» с точки зрения распространения новой коронавирусной инфекции.

На настоящий момент министерство просвещения России не имеет педагогически обоснованных методик дистанционного обучения, что также идет в разрез с федеральным законом об образовании в России. Согласно закону учителя обязаны использовать в своей практике только педагогически обоснованные и эффективные методы обучения.

Уже сейчас на рассмотрение вынесен проект федерального закона «О признании утратившей силу статьи 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»». Данный законопроект предлагает упразднить  педагогическую экспертизу, что лишит возможности давать оценку тому или иному нововведению. Принятие этого закона нанесет непоправимый вред интересам наших детей, нашего народа и государства в целом.

Напомню, что в мае 2020 г. проводился масштабный опрос «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ДИСТАНЦИОННО ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID‑19)».

На основе данных этого исследования, установлено, что в период эпидемии кронавирусной ифекции отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, а это в свою очередь, указывает на необходимость гигиенического регламентирования дистанционной формы обучения и разработки программы действий в подобных условиях с целью снижения риска нарушения здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и дистанционного образования.

Таким образом, мы видим, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения школьников.

Напомню, 15 сентября 2020 года состоялось расширенное заседание рабочей группы по вопросам защиты прав детей на образование, воспитание, всестороннее развитие Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, где одним из экспертов юристом Чекан Еленой Викторовной, являющейся также помощником депутата Госдумы были озвучены следующие выводы:

 «Полученные данные указывают на то, что образование детей с применением дистанционных технологий массово причиняет вред здоровью детей. Проведённое исследование следует считать убедительным поводом для прекращения дистанционного вида обучения >… < Его продолжение должно рассматриваться как уголовно наказуемое деяние по причинению вреда детскому здоровью. Более того, проведённое исследование позволяет говорить об аналогичных проблемах у студентов, а также у взрослых, чья работа тесно связана с применением компьютеров и смартфонов. Довод о том, что Правительство РФ не знало о подобных последствиях на фоне вспышки коронавирусной инфекции, служит плохим оправданием – ведь получившийся результат был предсказуем, а наступивший вред существенно превысил последствия самой вспышки коронавирусной инфекции.

Также в докладе Чекан были озвучены данные о негативном влиянии на здоровье неионизирующих излучений. «Международное агентство исследования рака (IARC) при Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) сделало официальное сообщение для печати № 208 от 31 мая 2011го-да, в котором классифицировало радиочастотные электромагнитные поля как возможно канцерогенный фактор для населения (Группа 2B), что связано с использованием мобильного телефона».

Последнее, на чем я хотела остановиться в своей статье, это то какие последствия несет в себе дистанционное образование в формировании личности ребенка.

Советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным была разработана возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии. Эльконин ввел понятие – ведущий вид деятельности.

Ведущий вид деятельности с точки зрения педагогической психологии – это та деятельность, благодаря которой человек развивается в соответствии с возрастным периодом.

В разные возрастные периоды у ребенка преобладает тот или иной вид деятельности. Выделяют следующие периоды - младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность.

Для младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) ведущим видом деятельности является учеба. Дети осваивают правила, способы учебных действий. Все дети с 1 по 4 класс хотят учится, для них большим авторитетом является учитель. Становится понятным как важно ребенку этого возраста посещать школу, получать образование традиционным способом, взаимодействовать с учителем.

Для подросткового возраста (от 10 до 15 лет), ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Школа – это один из институтов, где дети формируют связи друг с другом. Общаясь с друг другом у подростков оформляются смысловые ориентации на его будущее, на взаимоотношения с другими людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно — потребностная сфера доминирует. «Дистант» же  разрывает эти социальные связи. Ребенок дома начинает деградировать, начинается тяга к запрещенному контенту. И даже если не на «дистанте», а как сейчас дети вынуждены сидеть только в одном классе, они лишены возможности полноценного общения с окружающими.

В рамках ведущих видов деятельности дети развиваются, это доказано отечественной психолого-педагогической школой и признано западной школой, что если нет общения, то нет у подростка и развития психики и личности. Нарушая привычный физиологичный формат учебы, мы разрушаем процесс формирования и становления личности. 

Очевидно, что при введении ДО, этапы развития личности ребенка и ее формирование будут грубо нарушены. Если мы не остановим процесс введения ДО, мы рискуем оказаться в больном во всех смыслах и недееспособном обществе социопатов.

Екатерина Забачева, РВС, Челябинск

11 октября 2020 г., Межрегиональная конференция «Цифровая война с образованием»