Профессор: дистанционное обучение — это профанация образования


С. Кислицын

Отсутствие прямого визуального контакта не позволяет контролировать поведение студентов во время онлайн-занятий. Это очень серьезная проблема, которая ведет к профанации такого рода образования. Значительно снижается роль педагога. Дистанционный формат полностью изымает из образования воспитательную составляющую.

Разговоры о том, что в будущем очное образование будет доступно только обеспеченным слоям населения, — это нарушение принятых поправок к Конституции России. Подобные подходы недопустимы в государстве, которое называет себя социальным.

Такую точку зрения в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна высказал профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор исторических наук Сергей Кислицын.

ИА Красная Весна: С какими проблемами столкнулись Вы и Ваши коллеги во время вынужденного перехода на дистанционное обучение во время эпидемии?

— Проблемы связаны с тем, что и в «мирное» время студенты не отличаются особой дисциплиной и ответственностью. А когда отсутствует прямой визуальный контроль и непосредственное взаимодействие со студентами, то не всегда удается проконтролировать их поведение. В частности, я имею в виду использование справочных материалов во время ответов. На онлайн-семинаре студент может зачитывать учебник, и я не смогу этого увидеть. Отсутствие контроля за этим — очень серьезная проблема, которая ведет к профанации такого рода обучения.

Такая же проблема и с онлайн-экзаменами. Студенты коллективно отвечают на тесты и ищут правильные ответы всей группой с помощью смартфонов. Это фактически нивелирует ценность экзамена. На уровне современных технологий в этой дистанционной системе крайне трудно обеспечить качественное образование. Это возможно только при условии высокой ответственности студентов, если они изучают предмет ради идеи, ради его содержания. Но, к сожалению, для студента списать — это предмет некой гордости. У них есть даже такое выражение: «ОТЛ — обманул товарища лектора. ХОР — хотел обмануть, разоблачили». Онлайн-образование позволяет студентам с абсолютной легкостью совершать эти «геройские» поступки.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете последствия вынужденного перехода на дистанционный режим?

— Это зависит от того, чем является акция перехода на дистанционное обучение. Это временное явление или что-то более-менее постоянное? Если это временное явление и с сентября начнется нормальное обучение, то, я думаю, особенных последствий не будет. Мы вернемся на старую систему. Ее еще не забыли. Всё пойдет своим чередом. А вот если эта система будет продолжена, если она станет не исключением, а нормой, то тогда, конечно, это нанесет большой ущерб образованию. Даже президент Владимир Путин в одном из своих выступлений прямо сказал, что дистанционное обучение наносит ущерб традиционному классическому образованию. Я с ним полностью согласен в этом вопросе.

ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, изменится роль педагога в случае дальнейшего широкого использования практики дистанционного обучения?

— Роль педагога значительно снизится. И в качественном, и в количественном, и в каком угодно разрезе. Какое может быть онлайн-воспитание студентов онлайн-педагогом? Воспитание возможно только при прямом контакте, при возникновении эмоционального сотрудничества, эмоционального взаимодействия. Лицо в лицо, глаза в глаза. Это неуловимое влияние личности человека, влияние умудренного опытом преподавателя на молодого человека, передача ему этого опыта. Передача не только знаний учебного характера, но и жизненных моральных позиций, отношения к обществу, государству, к семье, и т. д. Это ведь постоянно присутствует в образовательном процессе.

Педагог в учебном процессе не только учит тому, что положено изложить по программе. Даже если он не хочет, он все равно формулирует свои оценки окружающего мира, поведения людей. Это происходит в обязательном порядке, незаметно для самого преподавателя.

Немало преподавателей осуществляют это принципиально. Не отказываются от бесед со студентами о литературе, кино, телевидении, неординарных событиях. Например, я не стесняюсь, в случае необходимости, делать студентам замечания, когда они приходят в вуз неподобающим образом одетыми. Я всегда напоминаю, что есть дресс-код, что в вуз надо приходить прилично одетым, без каких-то сексуальных и прочих модных подчеркиваний. И они это воспринимают, они с пониманием к этому относятся. Студенты реагируют на ненавязчивые требования по многим поводам, когда им объясняешь, как, что и почему.

А какое воспитательное воздействие может быть в режиме онлайн? Студент ведь может в любой момент выключить компьютер, сказав, что у него нет интернет-связи или закончилось электричество.

Есть и другие примеры. Недавно я вел онлайн-занятие. Девушка-студентка присутствовала на онлайн-семинаре, находясь в кафе на берегу моря. Она якобы участвует в семинаре, а сзади море, соответствующим образом одетые люди, какие-то крики. Ну, какое это занятие? Я вижу, что она серьезно пытается участвовать в семинаре. Но на это забавно смотреть. Мне, конечно, приятно видеть эту атмосферу, красивую девушку на фоне моря, но это не учебное занятие. Какое тут может быть воспитание? Какая учеба? Мое отношение к этому достаточно отрицательное.

Сказать, что у дистанционного образования полностью отсутствуют какие-либо перспективы, нельзя. Они, безусловно, есть. У дистанционного образования есть будущее, но это будущее — даже не завтрашнего дня. Эта система должна утрястись. Она должна обрасти программами, соответствующей методикой, конкретикой. Наконец, она должна быть элементарно обеспечена современными компьютерами.

Не у каждого студента есть качественный ноутбук и качественный интернет. В нашей стране пока нет тех условий, которые бы способствовали широкому распространению дистанционного образования. Я знаю студентов, которые не участвовали в онлайн-семинарах только потому, что у них нет качественного оборудования. Не все у нас обладают необходимым уровнем материального благосостояния. А качественный ноутбук стоит дорого, это не рядовое приобретение. Не все семьи могут это себе позволить. Поэтому я думаю, что дистанционное образование перспективно, но это — отдаленная перспектива. Может быть, даже следующего поколения, лет через 20–30.

ИА Красная Весна: В последнее время из уст крупных чиновников звучат заявления, что дистанционное образование должно стать естественным для большинства граждан. Эксперты Валдайского клуба прямо говорят, что очное образование будет привилегией элиты. Что Вы думаете по этому поводу?

— Я считаю, что это совершенно неправильный подход со стороны чиновников. Это нарушение новых поправок в Конституцию о допуске граждан к образованию. Все должны иметь равный доступ, независимо от их материального достатка. Образование — это не привилегия, это норма жизни. Она не должна распространяться только на обеспеченные слои населения. Это право должно быть доступно и возможность реализации его должна быть у всех граждан. Это должно обеспечивать государство, раз оно приняло такую Конституцию.

Есть еще господин Греф, который тоже без конца сообщает нам всякого рода безответственные суждения о том, что образование должно быть ограниченным. Что бесплатное образование должно быть три класса или четыре. Конечно, при таком подходе онлайн-обучение в будущем может стать второсортным эрзацем для бедных, а качественное очное образование станет дорогостоящим процессом для потомства элиты — верхушки господствующего класса. Но это бессовестно. Это позорно. Это недопустимо в принципе. Если у нас социальное государство, как это записано в Конституции, то мы должны обеспечить возможность получения образования всем и каждому, а не заниматься разделением: это для богатых, это для бедных. Это принципиально неверно. Рыночный подход к образованию категорически недопустим.

Источник