Раннее профильное обучение

На сайте портала для публикации проектов нормативных правовых актов (с целью их обсуждения) появился проект ведомственного приказа «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015».

Приказом вводится возможность дифференциации содержания с учетом потребностей и интересов ученика, т.е. профильного обучения (такая возможность закреплена ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Имеющийся порядок осуществления образовательной деятельности дополняется положением о формировании интегральных образовательных программ для детей, проявивших способности в областях физической культуры и спорта, а также в области искусства. Речь об образовательных программах, совмещающих основное общее и среднее общее образования с профессиональным (предпрофессиональным) образованием в области, в которой ребенок проявил способности. Кроме того, вводится ограничение на объем домашних заданий. Для всех программ (в том числе и интегрированных) по всем учебным предметам он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3 классах – 1,5 часа, в 4–5 классах – 2 часа, в 6–8 классах – 2,5 часа, в 9–11 классах – до 3,5 часа. При этом учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Для реализации интегрированных программ в образовательных организациях образуются структурные подразделения; наполняемость классов, специализирующихся в области искусства, не должна превышать 20 человек.

Нововведение вводит возможность специализации (профессионализацию) детей в области спорта и искусства с 5-го класса, что повлечет неизбежное снижение содержания программ по общеобразовательным предметам. Ведь это содержание нигде не закреплено в качестве обязательного. Напомним, что в новых ФГОС конкретное содержание учебных предметов исчезло , а программы, которые разрабатываются Минобрнауки, являются примерными (всего лишь основой) - т.е. школа может варьировать содержание образовательных программ. Сейчас примерные программы основного общего образования уже разработаны. Большинство замечаний педагогов во время обсуждения программ касалось времени, отведенного на реализацию программы. Очевидно, что в связи с недопустимостью перегружать детей обучение профессиональным навыкам в «интегрированных» программах будет идти за счет других учебных предметов.

Дифференциация содержания предполагает формирование устойчивых специальных интересов, ведущее к эффективному раскрытию способностей в избранной области. Чем же опасна узкая специализация детей начиная с раннего возраста?

Во-первых, ребенок может ошибиться с выбором своего профиля. Даже старшеклассники мечутся в поисках своего пути профильной специализации, что же говорить о маленьких учениках, у которых еще нет опыта выбора? А дифференциация содержания не позволит им естественно формировать свои интересы после выбора.

Во-вторых, ошибиться могут не только дети в своем желании, но и методы диагностики, выявляющие ранние способности. Результаты любого тестирования не могут достоверно прогнозировать дальнейшее развитие ребенка и успешность его обучения. Ребенок, лишившись полноценного образования в других областях, не раскроет всех своих возможностей.

В-третьих, ранняя специализация нанесет ущерб целостному всестороннему развитию ребенка – например, ущерб в развитии интеллектуальных способностей. При ранней специализации сформируется личность, ограниченная только своей областью. Однако технический прогресс ускоряется, и современному человеку требуется широкое образование и многие практические навыки.

В-четвертых, в условиях рынка и стремлений минимизировать затраты образовательной организации возможно искусственное наполнение классов до 20 человек – в том числе и за счет тех детей, которые не имеют ярко выраженных способностей в выбранной области. Эти дети рискуют остаться вообще без достойной профессии – так как они и в профильном обучении мало что смогут получить, и в общем образовании будут ущемлены.

В-пятых, с учетом того, что родители порой возлагают на детей надежды на успех в той области, в которой у них не получилось специализироваться самим, возможно распространение специальной подготовки детей для поступления в профильные классы, чтобы дети «проявили» эти способности. А это – дополнительная нагрузка на детей, чреватая ухудшением здоровья.

Врачи отмечают, что дети с ранней школьной специализацией, обучавшиеся в начальных классах с творческим уклоном, достоверно чаще имели вредные привычки, были подвержены конфликтным ситуациям, мало активны в общении. Они в 1,6 раза чаще страдали нарушениями костно-мышечной системы и органов дыхания, чем дети из обычных классов. Дети из классов с повышенной физической нагрузкой реже успевали в школьном процессе, были более невнимательны на уроке, затруднялись при изложении материала, имели завышенную самооценку. Они в 1,3 раза чаще приобретали поражения центральной нервной системы, ЛОР органов, зрения и почек, чем дети, обучавшиеся по традиционной программе. Возможно, при специализации с 5-го класса эти изменения здоровья будут меньше выражены, но это не значит, что их не будет.

Включение профессионального образования в интегрированные программы закрепляет выбор (если можно назвать специализацию в раннем возрасте выбором), т.е. исключает возможность смены этого выбора (потому что в этом случае встанет проблема отставания по общеобразовательной программе). Вообще вариативность образовательных программ, которую сейчас продвигают новые ФГОС, делает невозможным создание единого образовательного пространства - об этом уже  заявляли представители Российской академии образования, однако до сих пор ФГОС не изменены. Включение профильного обучения в программы еще больше осложнит экспертизу учебников, разработку КИМов для ЕГЭ (повлечет за собой упрощение заданий), продолжение образовательного процесса при смене места жительства учеников и т.д. Одно дело, когда такая программа формируется в профессиональных организациях (например, в Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, т.к. получить профессию в области балета просто невозможно без ранней специализации), а другое – в обычных образовательных организациях, основная цель которых – общее образование.

Существуют организации дополнительного образования для выявления и развития способностей детей. По закону, в школах также возможно получение дополнительного образования (без затрагивания общеобразовательной программы). Такое дополнительное образование можно в любое время прекратить или сменить профиль образования, если это повлечет ухудшение здоровья ребенка или смену его интересов. Именно по этим соображениям реализация интегрированных образовательных программ в общеобразовательных организациях является опасным нововведением. Призываем родителей с осторожностью подходить к выбору обучения ребенка по таким программам - они могут сломать ему жизнь.

Ольга Горянина, РВС.