Разрушение подмосковных школ проходит под маской демократии


Василий Перов. Приезд сельской учительницы.
В настоящее время в Подмосковье проходит процесс объединения образовательных и воспитательных учреждений: школ и детских садов. Из них создают так называемые «образовательные комплексы». Подмосковное правительство заявляет, что благодаря такой мере планируется повысить качество образовательных услуг. Однако родители, уже вкусившие «радостей» разнообразных оптимизаций, относятся к нововведениям с недоверием, а самые настойчивые начинают проверять.

Об объединении школ заговорили во время совещания губернатора Московской области Андрея Воробьёва с членами подмосковного правительства и главами округов 15 апреля. Чиновники анализировали в том числе жалобы граждан в соцсетях.

Вспомнили, например, о недовольстве объединением школ в Дмитровском округе. И если жалобы на вывоз мусора, благоустройство и ремонт дорог вызвали повышенное внимание главы региона и породили вопросы к руководителям округов, объединению школ было уделено только время в самом конце совещания, и по существу этот вопрос не обсуждался.

«С родителями и коллективами школ проводятся собрания с участием главы округа, на каждое сообщение в соцсетях даются разъяснения. Объединение необходимо для повышения качества образовательных услуг», — сообщила министр по информационной политике Московской области Анастасия Звягина, рассказав, что граждане жалуются на объединение школ в Дмитровском городском округе в Яхроме. Это вполне удовлетворило губернатора, и интересоваться, что же именно беспокоит граждан, он не стал.

ИА Красная Весна решило узнать, как граждане относятся к объединению школ в Московской области. Оказалось, что вопросы есть не только в Дмитровском округе, но и в других точках — в Королёве, Лыткарино, Пущино.

«15 апреля мы передали 150 подписей против объединения школ в администрацию Пущино и Совет депутатов», — сообщила Татьяна Барянова, представляющая группу активных родителей, с февраля 2021 года борющихся за сохранение автономности школ Пущино.

Активистка рассказала, что неравнодушные родители борются за сохранение автономности школ с того момента, когда узнали о планах по их объединению. Но их мнение игнорируют.

Общественники разместили электронную петицию, под которой подписались сотни родителей. Продолжается сбор «живых» подписей.

Против объединения школ выступают и в Лыткарино. По мнению общественницы Людмилы Матюшковой, «образовательные комбинаты» разрушают уникальный микроклимат школ и отрицательно сказываются на успеваемости.

«Уникальность, самобытность, самостоятельность каждого учреждения пропадает, — описала активистка один из недостатков решения. — Семейственность, когда директор, педагоги, родители, дети как одна общая семья выступают, — пропадает». При такой системе, по мнению общественницы, руководитель образовательного комплекса не будет заинтересован в развитии учреждения, и это ухудшит, в том числе, качество образования.

Матюшкова отметила, что общалась с чиновниками, в частности, с начальником управления образования Лыткарино, но представленные аргументы ее не убедили.

«Меня не убедили, что это будет сильно хорошо, мне кажется, что нужно развивать каждое конкретное учреждение», — подчеркнула активистка, отметив, что подмосковная реорганизация является всего лишь копированием московского опыта создания образовательных комплексов, показавшего провальность идеи даже в плане экономии средств, что считается одним из главных преимуществ новой системы.

Поскольку в Москве процесс объединения школ начался гораздо раньше — еще в 2012 году — ИА Красная Весна попросило прокомментировать проблему эксперта в области образования, председателя Московского регионального совета общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Анну Кульчицкую.

«В Москве активный процесс реорганизации образовательных учреждений был начат еще в 2012 году. Проводился он с нарушениями, фиктивными комиссиями по оценке последствий реорганизаций, с нарушениями процедуры, с административным давлением, с увольнениями несогласных на изменения руководителей, с подделанными результатами опроса общественного мнения и мнения родителей. В итоге была выстроена управленческая модель с различными по крупности холдингами, во главе которых поставлены менеджеры», — рассказала она.

В результате, по мнению Кульчицкой, была уничтожена педагогическая составляющая школьного процесса, а управление школой свелось к оптимизации расходов и усилению коммерческой составляющей. Пострадала в результате и безопасность детей.

«На последний план ушли вопросы безопасности детей, медицинского обслуживания, присмотра и ухода и даже качества бесплатного образования», — считает эксперт. Зато реформа позволила добиться полной зависимости учебного учреждения от департамента образования Москвы, так как все независимые и инициативные работники были уволены, а директора назначаются «сверху» и полностью подконтрольны ведомству.

«Вся система реорганизации образовательных учреждений имеет одну цель — централизации власти, удобства управления из единого центра», — подчеркнула Кульчицкая.

Не случайно процесс укрупнения школ идет рука об руку с процессом цифровизации образования. Это звенья одной цепи, призванные сделать школы распределителями цифровых услуг, чем-то вроде «заправок знаниями», по аналогии с роботизацией автозаправок. Вот только человек не машина, а знания — не бензин. И результатом таких трансформаций может стать катастрофа образования, по сравнению с которой падение качества образования за годы, прошедшие с момента крушения СССР, покажутся детским лепетом.

Стоит отметить, что одним из заявленных принципов объединения учреждений является «учет мнения родителей». Об этом говорится на сайте подмосковного правительства. Однако мы убеждаемся на практике, что речь идет вовсе не об учете мнений, а о «разъяснениях» позиции подмосковных властей.

Владимир Васильев

Источник