Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна Владимир Васильев
Владимир Васильев: У меня более практическая часть. Поскольку мы, РВС, давно проводим уроки патриотического воспитания, уроки мужества, то мы контактируем непосредственно с педагогами и с детьми.
Первое, на что мне хотелось бы отреагировать: Надежда Храмова и Павел Расинский говорили о сегрегации и об ухудшении образования. Меня сейчас это очень взволновало. Наверное, все смотрят за тем, что происходит на Украине. И мы видим описания подвигов наших солдат и видим, что они воюют не просто упорно, но и с какой-то изобретательностью, с огоньком. А это все следствие какого-то образования. И мы понимаем, что это еще предыдущее поколение, которое получило еще не совсем ухудшившееся образование, оставшееся от Советского Союза, и недоразрушенное. А что будет, когда оно совсем разрушится?
Павел задавался вопросом, куда идти тем, кто не получает элитного образования. В разнорабочие, в армию? Вряд ли кто-то сомневается, что в армию пойдут именно они, а не дети элиты. Что мы тогда будем иметь? Сейчас спецоперация, которая ведется на Украине ― это горячая фаза конфликта, но идеологическая война велась, ведется и будет вестись. И с такой войной у нашей страны очень большая проблема, потому что мы видим сейчас, насколько Украина идеологизированное государство. Там есть злая, но мощная идеология ― то, чего нет сейчас у нас, потому что у нас даже в Конституции написано, что ее не должно быть.
И это в принципе так и реализовывалось. Это вытравливалось из нашего образования, начиная, как уже говорилось, с исключения воспитательного компонента ― учителям запрещали воспитывать детей ― и заканчивая собственно отсутствием идеологии. Мы постоянно слышим лозунг «Школа вне идеологии». Когда мы приходим с уроками, многие учителя и завучи предупреждают нас: «Только, пожалуйста, никакой идеологии!» А как это возможно? Если есть какая-то идеология, которой мы противостоим (к вопросу о денацификации), то фактически единственный вариант победить ― это противопоставить какую-то другую идеологию. А ее нет.
Вернее, тут есть два момента.
Во-первых, мы как страна всё-таки имеем опыт борьбы с фашистской идеологией. Фактически единственный в мировой практике успешный опыт. Советский Союз победил, потому что он был очень идеологизированным государством, и, как пелось в песне «Священная война», мы «как два различных полюса» были «во всем враждебны» фашистам ― и поэтому победили. И сейчас наши ребята на Украине, наши солдаты и офицеры, интуитивно это понимают и идут в бой под красными флагами ― и все это видят. Это транслируется просто непрерывно, а в школах этому не просто препоны ставятся, а насаждается фактически что-то противоположное.
Что бы мы могли сказать, если бы у нас сейчас какой-нибудь ребенок в каком-нибудь докладе сказал бы, что бандеровцев надо «понять и принять», после всего, что произошло? А он будет в своем праве, потому что у нас это преподают в школе детям. О том, что надо принять бандеровцев, что у них своя правда, написано в одной из книг (воспитательных, кстати говоря, воспитание не совсем устранено из школы), а именно в «Архипелаге ГУЛАГе». Об этом и много еще о чем прямо пишет Солженицын. О том, что надо зэков приравнять к героям Великой Отечественной войны, потому что они тоже страдали, и так далее.
И вот эти подрывные вещи прямо преподаются нашим детям! И когда мы приходим с уроками, мы видим очень неприятную картину. Мы всегда пытаемся отталкиваться от того, что дети знают. Мы спрашиваем: «Дети, что вы знаете о фашизме?» Вы знаете, что отвечают? Самое лучшее, что отвечают, если кто-то вообще что-то знает, — это, что не надо путать нацизм и фашизм. «В Германии был нацизм — это было плохо, а фашизм — это совсем другое». Они разве только не говорят «хорошо». То есть они немного не договаривают.
Например, я недавно просматривал ролики, где украинские нацисты, конкретно батальон «Азов»*, обучают детей ― и столкнулся с этим. Я видел ролик 2015 года из Харькова. Они говорят ровно теми же словами, что надо различать нацизм и фашизм, что нацизм — это плохо, он был в нацистской Германии. Но только они прямо говорят, что фашизм — это хорошо. Это единственное, в чем различие.
Если на это всё посмотреть, то будет понятно, откуда всё это растет. Откуда у нас возникает известный феномен, ставший мемом, «Коля из Уренгоя» (а ведь есть еще «Антон из Челябинска»), которые пышут ненавистью по отношению к празднику 9 мая, к Дню Победы. С ненавистью выражаются о наших ветеранах.
А почему такое происходит? А потому что системно зачищается идеологическое поле. У нас до сих пор властная верхушка спаяна антисоветским консенсусом. У нас идет ползучая десоветизация по всей стране. Недавние примеры — переименовали улицу в Севастополе, переименовали в Волгограде. В подмосковном Щелково, где я живу, переименовали парк 40-летия Октября.
Изображение: © ИА Красная Весна Урок Мужества к 9 мая в Гимназии № 6 г. Щёлкова
Когда Дмитрий Медведев, будучи президентом, предложил программу десоветизации — это вызвало возмущение. Программа десоветизации на государственном уровне была свернута, но фактически десоветизация идет непрерывно. И мы знаем, что «Единая Россия» на это подписалась. Мы знаем, что за десоветизацию выступают знаковые фигуры. Например, Сергей Лавров постоянно говорит о том, что надо переименовать Ногинск, хотя жители Ногинска уже два раза выступали против и переименование уже дважды срывалось. Не говорит, конечно, о том, что Ногин ― большевик, но совершенно понятно, что причина в этом.
Таким образом, я хочу солидаризироваться с другими товарищами, которые выступали, и сказать, что сейчас, к сожалению, а можно сказать, что и к счастью, вся надежда в основном на гражданское общество. Развернется ли государственный аппарат другую сторону и начнет как-то восстанавливать идеологическую работу, которая нам реально нужна для победы (а без этого победа невозможна), или нет, и как это произойдет, когда это произойдет, ― мы не знаем, но есть совершенная уверенность в том, что сейчас везде по всей стране необходимо действовать гражданскому обществу, в том числе в плане воспитания. Сейчас школах есть очень большая потребность именно в таких воспитательных уроках. Это уже устоявшаяся практика: приходишь в школу, и предлагают любые варианты. А на государственном уровне необходимо сопротивляться десоветизации, деидеологизации страны.
У меня всё. Спасибо!
* — Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.
Владимир Васильев