С чего начинается школа?

Если верить маститому столичному педагогу Ямбургу, то школа начинается с туалета. Вот занятно, я в упор не помню, какой там был туалет, в моей школе.

Школа, в которой я училась, имеет долгую и славную историю, она существует аж с 1871 года. Тогда она была гимназией и сейчас – гимназия, а когда я училась в ней, она была школой "с преподаванием ряда предметов на иностранном языке". Правда, никакие предметы на иностранном там к тому времени уже не преподавали – за все 8 лет, что я там училась, помню единственный открытый урок по физике на английском. Но язык преподавали отлично, равно как и все естественные науки.

А вот с литературой и историей дела обстояли ужасно. Учительница русского и литературы вела уроки строго по методичкам и предельно бездушно. Однажды, под сочинением на тему: "Кто оказал влияние на главного героя "Школы" Гайдара", она написала красным: "Филька 1 и Филька 2!!!" Эти злосчастные пропущенные мной пронумерованные Фильки навсегда врезались в мою память.

 

Историки вообще менялись каждые полгода и были людьми в школе случайными. Тогда я не могла это увязать с тем фактом, что и работа пионерской организации у нас была чудовищно казенной и обездушенной, но теперь все это складывается у меня в единую картину.  Именно это отсутствие огня и живой души меня, подростка, волновали всерьез, а качество туалета и столовской еды маячили где-то на периферии сознания. Мне не приходило в голову задерживаться в туалете дольше необходимого или искать там какую-то эстетику, а домашняя еда была по определению вкуснее столовской, так что было бы странно ждать чего-то особенного. Удовлетворил наскоро физиологические потребности – и на урок.

Учиться было невероятно интересно. Почти всех учителей я любила и уважала, каждая встреча с ними была радостью. Исключениями была "русичка", о которой я уже упоминала,  и наша "классная" с которой у меня была какая-то воистину классовая взаимная ненависть. Как я теперь понимаю по ее некоторым высказываниям, она была ярко выраженной либералкой и только до поры не проявляла свои взгляды во всей красе. Помню, как она призывала проявить снисхождение к парню, продавшему свой пионерский значок иностранцу за жвачку. Ну ошибся мальчик, надо же быть милосердными к товарищу... Тогда я не могла понять, что происходит, это казалось каким-то безумием. Интересно, было бы у меня в два раза легче на душе, если бы наш школьный сортир был в два раза чище?

Что же такое случилось со взрослыми дяденьками, которые почему-то решили, что детей волнуют запахи из сортира, а не та душевная и духовная атмосфера, которая витает в школьных стенах? Они забыли собственное детство или в детстве слишком часто прятались от уроков в туалете? Или же хотят, чтобы нынешние школьники относились к школе, как придирчивый турист к качеству услуг отеля? Ну да, если образование – это услуга, то такое отношение вполне нормально...

Но вот что в результате будет в головах у выпускников школ? Не будет ли внутреннее пространство их мозга напоминать чистое, благоухающее дезодорантами и отделанное кафелем гигиеническое помещение?

Для того, чтобы понять, какого образования и в конечном итоге какого будущего желают российские родители своим детям, Родительское Всероссийское Сопротивление и движение Суть времени проводят масштабный социологический опрос. Его результаты помогут наметить образовательную стратегию,  в наибольшей степени отвечающую чаяниям народа. Потому что, при всем уважении к доктору наук Ямбургу, главными в образовательном и воспитательном процессе являются все же голова и сердце, а не прочие органы. О них и забота.

 

Марина Александрова, РВС.